PDF: |
|
Автор(ы): |
Давыдова Л. Н., Фирсов К. Н. |
Номер журнала: |
1(50) |
Месяц и год выхода: |
февраля 2020 |
Аннотация: |
В статье раскрывается авторский подход к решению проблемы формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков во внеурочной деятельности. Обоснованы и содержательно наполнены структурные элементы модели. Ее структура представлена следующими взаимообусловленными и взаимосвязанными между собой блоками: целевым, методологическим, организационно-содержательным, оценочно-результативным. Показано, что системообразующим элементом модели является целевой блок, обусловленный целевыми ориентирами ФГОС ООО. Методологический блок модели составили взаимодополняющие друг друга научные подходы (системно-деятельностный, личностно ориентированный, ресурсный, средовой) и принципы (взаимообусловленности деятельности и общения, партисипативности, визуализации, гуманистической направленности, эргономичности). Организационно-содержательный блок представлен арсеналом педагогических средств, методов, форм обучения, образовательных технологий, способствующих достижению запланированного результата процесса формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков во внеурочной деятельности. Описаны этапы формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков во внеурочной деятельности: информационно-установочный, конструктивно-тактический, рефлексивно-корректирующий. В оценочно-результативный блок включены критерии (мотивационно-целевой, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой, социально-личностный) и уровни формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков (высокий, средний, низкий). Обязательным элементом модели являются педагогические условия (организация командно-игровой деятельности подростков, развитие антиципации как универсальной способности личности, использование образовательных технологий — педагогической фасилитации, экспериенциального обучения, дебрифинга, амплификация (обогащение) образовательной среды). Доказана эффективность внедрения модели формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков во внеурочной деятельности в формате общеобразовательной школы. Полученные результаты эксперимента подтверждают, что указанные в модели педагогические условия и средства представляют собой комплекс взаимодополняющих детерминантов, способствующих формированию умений самоконтроля агрессивного поведения подростков во внеурочной деятельности. |
Ключевые слова: |
модель, принцип взаимообусловленности деятельности и общения, принцип партисипативности, принцип гуманистической направленности, принцип
эргономичности, педагогическая фасилитация, дебрифинг,
экспериенциальное обучение, витагенный опыт, рефлексия. |
Как цитировать статью: |
Давыдова Л. Н., Фирсов К. Н. Модель формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков во внеурочной деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 1 (50). С. 362–366.
DOI: 10.25683/VOLBI.2020.50.112. |