https://vestnik.volbi.ru/

СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Соколова Е. Н.
Номер журнала: 1(50) Месяц и год выхода: февраля 2020
Аннотация:

В статье рассматривается сущность понятия «идентификация личности» как проблема педагогической практики. Выявлены причины кризиса самоидентификации у современных школьников и факторы, влияющие на становление идентичности личности, включающей формирование системы ценностей, личностно значимых смыслов и убеждений, устойчивого мировоззрения и нравственного поведения. Обоснованы целесообразность и значимость темы исследования для воспитания подрастающего поколения. Проведен анализ основных характеристик идентичности личности и особенности ее проявления в младшем школьном возрасте. Становление идентичности ребенка определено как процесс самопознания и отождествления личности в диалоге с социумом и миром культуры. На основе выявленных факторов, влияющих на процесс идентификации личности, предложен подход к решению проблемы и модель становления идентичности в процессе общего художественного образования младших школьников. Теоретико-методологической основой и контекстом предложенной модели является концепция инновационных учебников по изобразительному искусству из линейки учебников по всем учебным предметам для начальной школы, разработанной группой авторов РГПУ им. А. И. Герцена, развивающей традиции петербургской методической школы; Федеральные государственные стандарты начального общего образования; системный подход, позволяющий осуществить проектирование педагогического процесса. В исследовании определена структура содержания обучения. На основе выделенных компонентов содержания предложены этапы становления идентификации младших школьников на основе художественно-творческой деятельности. Определены критерии сформированности идентичности у младших школьников. Новизна темы исследования заключается в определении структуры содержания художественного образования и этапов его реализации в начальной школе для становления идентичности в рамках конкретного учебного предмета во взаимосвязи с внеучебной метапредметной деятельностью.

Ключевые слова:

становление идентификации личности, художественное образование, начальная школа, уроки изобразительного искусства, концепция учебников по изобразительному искусству, линейка учебников «Школа диалога», структура содержания обучения, художественно-творческая деятельность, обучение в диалоге, системный подход.

Как цитировать статью:

Соколова Е. Н. Становление идентичности младшего школьника в процессе художествен- но-творческой деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 1 (50). С. 430–435. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.50.152.