PDF: |
|
Автор(ы): |
Блинов Л. В., Тропкина Г. С. |
Номер журнала: |
1(54) |
Месяц и год выхода: |
февраля 2021 |
Аннотация: |
В публикуемой работе рассматривается проблема формирования ценностных ориентаций будущих офицеров, проходящих военную подготовку на базе гражданских вузов. Формирование ценностно-смысловой сферы будущих офицеров является одной из приоритетных задач военного учебного центра, поскольку именно ценностные ориентации образуют фундамент, на котором строится субъектная позиция будущих офицеров. Сформированная субъектная позиция обеспечит профессиональную направленность студентов и позволит им в дальнейшем, столкнувшись с трудностями служебной деятельности, компенсировать и восполнить недостаток военной подготовки, по сравнению с выпускниками военных вузов. Субъектная позиция студента военного учебного центра понимается как особое развивающееся качество личностной позиции, основанное на субъектном опыте студента, включающее осознание ценности себя как деятеля, способного к преобразованию окружающей действительности и самого себя, осознание ценности образовательной деятельности как источника самосовершенствования и ценности военной службы как будущей профессиональной деятельности. Содержательные характеристики субъектной позиции определяются принятием определенных ценностей. Ценностные ориентации рассматриваются как важнейший элемент субъектной позиции личности, определяющий уровень ее развития. В ценностях, принятых студентом, отражаются его личностные характеристики, связанные с определенным представлением о себе, о смысле учебной деятельности, о значимости выбранной профессии и своем месте в ней. Содержание ценностных ориентаций студентов в военных учебных центрах специфично, обусловлено характером деятельности офицера и особенностями ее целей и задач. На основе изучения различных подходов к содержанию ценностно-смысловой сферы военных специалистов определены наиболее значимые терминальные и инструментальные военно-профессиональные ценности студента военного учебного центра. Вместе с ними в структуру ценностных ориентаций будущих офицеров включены ценности субъекта учения и социальные ценности, на которые следует ориентировать студентов. Авторы проводят эмпирическое исследование и сравнительный анализ ценностно-смысловой сферы студентов и курсантов военного вуза. Обосновываются достоверные различия в военно-профессиональных ценностных ориентациях студентов и курсантов. Делается вывод о необходимости целенаправленного формирования аксиологического компонента субъектной позиции будущих офицеров в условиях военного учебного центра, включающего ценностные ориентации на военно-профессиональную деятельность. |
Ключевые слова: |
военный учебный центр, офицер, субъектность, субъектность курсанта, субъектная позиция,
аксиологический компонент, ценность, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные
ценности, ценностно-смысловые установки, ценностное
отношение, ценности военно-профессиональной деятельности, ценности субъекта учебной деятельности, социальные ценности, направленность на военно-профессиональную деятельность. |
Как цитировать статью: |
Тропкина Г. С., Блинов Л. В. Аксиологические особенности становления субъектной позиции будущих офицеров // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 312—320. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.54.132. |