PDF: |
|
Автор(ы): |
Декина Е. В., Шалагинова К. С. |
Номер журнала: |
1(54) |
Месяц и год выхода: |
февраля 2021 |
Аннотация: |
В статье рассматривается опыт применения технологий арт-терапии в работе с детьми группы риска. Актуальность исследования обусловлена рядом противоречий, центральным из которых является рост числа учащихся, состоящих в группе риска, и необходимостью использования педагогами-психологами инновационных технологий работы с обозначенной категорией обучающихся. Представлена технология сопровождения подростков группы риска, предполагающая единство четырех взаимосвязанных компонентов: 1) когнитивный компонент включает работу с подростками, направленную на понимание и осознание ими последствий девиантного поведения, межведомственное взаимодействие и привлечение работников соответствующих служб с лекциями, беседами, мастер-классами; 2) эмоциональный компонент предполагает выработку адекватной эмоциональной реакции в отношении учебной и внеучебной деятельности, умение контролировать эмоциональную сферу (агрессию, гнев и другие негативные эмоции), понимать чувства других; 3) ресурсный компонент включает работу с социальным опытом подростков группы риска; 4) поведенческий компонент — привлечение учащихся к внеучебной деятельности, развитие их интересов и способностей, конструктивное решение возникающих противоречий. Новизной программы является использованием арт-терапевтических технологий, поддерживающих мотивацию подростка к изменениям, акцентирующим внимание на решении наиболее важных проблем. Оценка эффективности представленной технологии проводилась на базе МБОУ «Центр образования № 4» г. Тулы. В исследовании приняли участие учащиеся 6—7-х классов, состоящие на внутришкольном учете и имеющие разные личностные и поведенческие проявления, в количестве 24 человек. Статистический анализ данных по G-критерию знаков позволяет сделать вывод о положительной динамике в выборке после реализации разработанной программы с элементами арт-терапии. Уменьшилось количество подростков с высоким уровнем агрессивности, отмечен рост числа учащихся со средним уровнем развития познавательного отношения, адекватной самооценкой, использующих конструктивные стратегии реагирования в конфликтах. Представленная технология может быть использована в работе педагога-психолога. |
Ключевые слова: |
подростковый возраст, группа риска,
девиантное поведение, арт-терапия, развитие личности,
обучение, воспитание, педагог-психолог. |
Как цитировать статью: |
Шалагинова К. С., Декина Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков
группы риска с использованием технологий арт-терапии // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 399—403.
DOI: 10.25683/VOLBI.2021.54.110. |