PDF: |
|
Автор(ы): |
Зникина Л. С., Седых Д. В. |
Номер журнала: |
1(58) |
Месяц и год выхода: |
февраля 2022 |
Аннотация: |
Представленная статья акцентирует аспекты образовательного процесса, соотнесенные с межкультурными особенностями современного вуза. Исследование и его выводы базируются на примере обучения студентов иностранному языку. Тенденции увеличения в российских учебных заведениях количества иностранных обучающихся обосновывают новые подходы к организации учебного процесса в условиях поликультурного взаимодействия. Этот тезис объективно предполагает выход на первый план вопросов, связанных с необходимостью поиска эффективных коммуникативных стратегий как составляющей межкультурного взаимодействия и продуктивного сотрудничества субъектов образовательного процесса в вузе. В статье дана характеристика рассматриваемых стратегий, адаптированных к особенностям межкультурного социума вуза, и обоснован партисипативный подход к организации обучения. Отмечается, что при выборе коммуникативных стратегий и тактик, их актуализации в учебном процессе важным является уровень методической готовности преподавателей к образовательному процессу в поликультурных условиях: преподаватель не только является носителем профессиональных компетенций конкретной области знаний, но и исполняет роль модератора педагогического диалога в поликультурном окружении. Научные выводы опираются на аналитический материал, полученный в результате индивидуальных и групповых опросов студентов, анкетирования преподавателей, методов личного включения и наблюдения. По мнению авторов, предложенные идеи являются для преподавателей основой для собственных подходов к наполнению методических разработок, расширения методического контента, в том числе дистанционных ресурсов и содержания онлайн-доступа. Перспективность исследования связана с расширением международных академических обменов и необходимостью дальнейшего поиска эффективных стратегий коммуникативного взаимодействия субъектов обучения в условиях мультикультурной среды. |
Ключевые слова: |
поликультурная среда вуза, социокультурные особенности, процесс обучения, коммуникативные
стратегии, тактики, межкультурное взаимодействие, педагогический диалог, методическая готовность педагога,
партисипативный подход, организация учебного процесса |
Как цитировать статью: |
Зникина Л. С., Седых Д. В. Поликультурная образовательная среда вуза: к вопросу о коммуникативных стратегиях в процессе обучения студентов // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58). С. 254—259.
DOI: 10.25683/VOLBI.2022.58.107. |