Аннотация: |
В статье поднята проблема владения культурой чтения. Читать умеют все: от школьников и студентов до специалистов, а культурой чтения, для которой характерны чётко поставленная цель, выбор источников, творческое восприятие текста, взаимодействие эмоций, мышления, воображения, владеют далеко не все. Актуальность поднятого вопроса обусловлена тем, что обществу необходимо качественное изменение содержания образования, преодоление потребительского отношения к культуре чтения — базовому компоненту обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Владение культурой чтения способствует решению образовательных, профессиональных, коммуникативных, социальных проблем, укреплению этнических, конфессиональных, социальноэкономических связей на региональном и глобальном уровнях. Повышению статуса и качества чтения, развитию культурной и читательской компетентности молодежи, формированию у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ценностей содействует Национальная программа поддержки и развития детского и юношеского чтения в РФ (2016—2026). Культурно-образовательная среда учебных заведений создает условия для обучения, воспитания, развития, социализации, формирования нравственных ориентаций личности. Образовательный потенциал культуры чтения — ресурс, который будучи приведенным в действие, способен дать социально значимый результат. Образовательный потенциал культуры чтения постоянно развивается, эволюционирует, обеспечивая переход субъектов педагогического процесса из одного состояния в другое, более совершенное. Внести вклад в реализацию государственных программ по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей можно без дополнительных материальных затрат, обратив внимание на владение культурой чтения, инновационные технологии работы с текстом. |
Ключевые слова: |
кризис чтения, читательская активность, многомерность феномена культуры чтения, образовательный потенциал культуры чтения, инновационные
технологии работы с текстом, реализация государственных программ: национальной безопасности, образования,
поддержки и развития чтения, сохранения духовно-нравственных ценностей |