https://vestnik.volbi.ru/

АРТИКУЛЯЦИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Дзанайты З. Х.
Номер журнала: 1(66) Месяц и год выхода: февраля 2024
Аннотация:

В статье рассмотрены особенности воздействия поликультурной среды на формирование общей модели этнокультурного воспитания и обучения в системе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что способствует взаимному обогащению детского мировоззрения, стимулирует налаживание между дошкольниками комплиментарных отношений; проанализированы уровни сформированности информационно-познавательного, эмоционально-ценностного, действенно-практического критериев, являющихся компонентами этнокультурной образованности в целом, на этнокультурную образованность дошкольников старших возрастов (5—7 лет) на формирующем этапе образовательного эксперимента. Гармоничное сочетание пропедевтического (этнокультурного) и основного этапов в дошкольном образовании позволило рассматривать ДОУ не как некую замкнутую систему, а как систему, имеющую выход на системы более высокого иерархического уровня — районный, муниципальный, республиканский. Последнее сделало возможным на последующих этапах настоящей исследовательской работы масштабировать организационно-методические наработки по этнопедагогизации дошкольного образования. Проведенная теоретико-методическая и организационная дифференциация образовательного процесса в рамках ДОУ г. Владикавказа на внешнюю и внутреннюю среду продемонстрировала актуальность такого подхода при усилении этнокультурной составляющей учебного процесса. В ходе констатирующего этапа эксперимента, проведенного с дошкольниками старших возрастов (5—7 лет), была расширена доказательная база интегративного характера этнокультурной образовательной среды и в целом этнопедагогики, способствующих формированию этнокультурной образованности детей. Удалось достичь более высокого уровня диалога между всеми субъектами дошкольного образования (педагог-наставник, дошкольник), в котором решающее значение отводилось формированию педагогом-наставником развивающей ситуации в образовательной дошкольной среде. Необходимый результат по повышению этнокультурной осведомленности детей достигался при обязательном оптимальном сочетании ее элементов, форм, приемов с базовым образованием дошкольников.

Ключевые слова:

дошкольник, этнокультура, полиэтничность, мышление, саморазвитие, комплиментарность, педагог, социализация, воспитание, адаптивность, эксперимент

Как цитировать статью:

Дзанайты З. Х. Артикуляция в поликультурном пространстве Республики Северная Осетия — Алания этнокультурной составляющей в системе дошкольного образования // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 1(66). С. 482—488. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.66.924.