Аннотация: |
Успешная социализация студенческой молодежи, особенно на начальных этапах обучения, существенным образом зависит от развитой коммуникативной сферы учащихся. Специалисты отмечают, что на эффективность учебного процесса в вузе при прочих равных внешних условиях влияют индивидуальные особенности студентов, в т. ч. характер и темперамент. Вместе с тем физическая культура и спорт обладают исключительной способностью, проявляющейся в возможности создания социальных контактов, формировании навыков общения. Исследования подтвердили, что студенты, имеющие большой физкультурно-спортивный опыт, превосходят однокурсников по показателям общения, коммуникабельности и дружелюбия. В статье представлено изучение коммуникативных характеристик (тип характера, стиль общения, коммуникабельность) студентов-первокурсников в процессе многолетних наблюдений (2008—2023 гг.). Также в работе показана оценка учащимися влияния занятий физической культурой на межличностные отношения за период обучения в вузе. Установлено, что за прошедшее время появились типы характера, не выявленные ранее: каждому пятому студенту (18,6 %) присущи способности по-новому взглянуть на вещи, индивидуальность, эгоизм, упрямство. Каждый десятый учащийся (9,8 %) имеет сильный, но ненавязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Большинство респондентов (68,1 %) умеренно агрессивны, у них достаточно здравого честолюбия, к критике относятся доброжелательно. Отмечена динамика увеличения числа чрезмерно миролюбивых студентов, недостаточно уверенных в собственных силах и возможностях (26,1 %). Наибольшее количество учащихся (40,7 %) общительны, порой даже сверх меры, любопытны, разговорчивы, испытывают желание находиться в центре внимания. Авторами выявлено, что положительная роль физической культуры в улучшении межличностного общения студентов, совершенствовании коммуникативных навыков подтверждается мнением учащихся и остается значительной на протяжении всего периода обучения. Полученные результаты свидетельствуют о том, что формирование и развитие у студенческой молодежи опыта социального взаимодействия является необходимым, в т. ч. и для эффективного осуществления будущей профессиональной деятельности. |
Ключевые слова: |
студенческая молодежь, социализация, студенты-первокурсники, межличностные отношения, коммуникативные характеристики, физическая
культура, стиль общения, тип характера, коммуникабельность, учащиеся, многолетние наблюдения |