https://vestnik.volbi.ru/

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Загидуллин Р. Р., Игнатьева Г. А., Тулупова О. В.
Номер журнала: 1(66) Месяц и год выхода: февраля 2024
Аннотация:

В статье приведены материалы научно-педагогического исследования понятия «пространственное развитие» на предмет выявления возможности его применения в качестве системообразующего принципа разработки условий и механизмов пространственной со-организации субъектов профессиональной педагогической деятельности в условиях непрерывного опережающего педагогического образования. На основе метафорического метода раскрыт категориальный строй пространственного развития, определено его назначение в методологии и технологии профессионального образования в качестве регулятора конструирования изменений и построения «живой» пространственной институции профессиональной общности педагогов. Определена методология пространственной организации профессиональной деятельности педагогов, предполагающая применение стратегических методов (сценарный подход, дорожные карты, образовательные экспедиции, образовательные миграции, ноогеновские задачи, дополненная реальность) и форсайт-методов, обеспечивающих выявление мест будущих научно-технологических прорывов и результатов их воздействия на определенные общественные сферы в среднеи долгосрочной перспективе на основе экспертной оценки стратегических тенденций развития. Выявлен комплекс возможностей, предоставляемых использованием данного принципа как регулятора построения системы непрерывного опережающего образования, ориентированной на достижение национальных суверенных целей, включающих расширение спектра факторов размещения объектов и субъектов взаимодействия в образовательном пространстве; формирование образовательно-научных комплексов, реализующих кластерную интеграцию исследовательских и образовательных проектов системы непрерывного образования педагогов; нормирование процедуры сертификации новых профессий и техники внедрения сетевой распределенной деятельности; построение персонализированных маршрутов непрерывного педагогического образования и др. В качестве промежуточного результата исследования проблемы формирования на основе принципа пространственного развития системы условий, обеспечивающей в рамках непрерывного педагогического образования возможность создания профессиональной событийной общности, в статье представлена технология формирования команд изменений, включающая шаг со-организации, проектную встречу, проспективную и стратегическую сессии и, наконец, инновационный форум.

Ключевые слова:

пространственное развитие, системообразующий принцип, непрерывное педагогическое образование, метафорический метод, профессиональные педагогические сообщества, понятийный дискурс, национально ориентированная система образования, сравнительносопоставительный анализ, пространственная со-организация, субъекты профессиональной педагогической деятельности, команда изменений

Как цитировать статью:

Игнатьева Г. А., Загидуллин Р. Р., Тулупова О. В. Пространственное развитие как системообразующий принцип непрерывного педагогического образования // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 1(66). С. 268—276. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.66.879.