PDF: |
|
Автор(ы): |
Шокорова Л. В. |
Номер журнала: |
2(51) |
Месяц и год выхода: |
мая 2020 |
Аннотация: |
В статье рассматривается значимость декоративно-прикладного искусства в оформлении окружающего человека жизненного пространства как ведущего фактора духовно-нравственного и эстетического воспитания молодого поколения, формирования его национальной идентичности. Определена сущность понятия «пластическое мышление», выступающего важнейшим качеством профессионального мастерства художника-прикладника. Обоснованы значение и целесообразность умения «мыслить в материале», предполагающего развитую способность к формированию образного замысла с учетом возможного его воплощения в конкретном декоративном материале. Охарактеризован процесс формирования пластического мышления, включающий в себя одновременное развитие познавательных психических процессов и практических навыков работы с материалом. Обозначены и обоснованы способы и методы процесса более эффективной подготовки художников-прикладников, заключающиеся в целенаправленном развитии декоративного восприятия и эмоционально-личностном отношении к процессу практической деятельности. Ведущим методом формирования декоративного восприятия обозначено сознательное наблюдение и выявление декоративных характеристик предмета или явления и приобретение умений их условно-плоскостного изображения. В освоении техник и технологий обработки материала основными методами определены поэтапность, последовательность и постепенное усложнение учебных задач с учетом индивидуальных способностей студентов. Методологическим основанием в обучении художников-прикладников обозначены культурологический и личностно-ориентированный подходы, позволяющие создавать декоративные произведения с учетом региональной природной среды и местных национальных традиций и выступающие способом собственного развития личности. Глубокое погружение в этнохудожественную культуру позволит накопить огромный массив умозрительных образов, что значительно увеличит возможности студентов в поиске композиционного замысла, освободив время для практического освоения декоративного материала, и, следовательно, существенно повысит качество их профессиональной подготовки. |
Ключевые слова: |
высшее образование, профессиональная подготовка художников-прикладников, пластическое
мышление, декоративное восприятие, образный замысел,
национальная идентичность, традиционная художественная культура, региональный компонент. |
Как цитировать статью: |
Шокорова Л. В. Мышление в материале как важнейшее качество художника-прикладника //
Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (51). С. 372–376. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.51.225. |