PDF: |
|
Автор(ы): |
Беликов В. А., Павленко Д. И., Романов П. Ю., Филиппов А. М. |
Номер журнала: |
2(51) |
Месяц и год выхода: |
мая 2020 |
Аннотация: |
Статья посвящена выявлению педагогических закономерностей развития профессиональной мобильности обучающихся организаций среднего профессионального образования (СПО). Актуальность исследованию придает востребованность профессионально мобильных выпускников со средним профессиональным образованием на современных предприятиях. С учетом признаков профессиональной мобильности обучающихся, особенностей современных социально-экономических условий среднего профессионального образования обосновывается необходимость дуального образования. Профессиональная мобильность представлена как результат совместной деятельности образовательных организаций СПО и предприятия, на профессиональную деятельность которого ориентирован обучающийся и которое само заинтересовано в привлечении высокопрофессиональных кадров. Доказано, что необходимость применения дуального образования для развития профессиональной мобильности обусловлена системообразующим характером профессиональных ценностей и ценностных ориентаций обучающихся в данной системе. Развитие профессиональной мобильности обучающихся организаций среднего профессионального образования носит закономерный характер и рассматривается в аспекте взаимосвязи учебно-познавательной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Дуальный подход позволил определить принципы, закономерности и организационно-педагогические условия организации среднего профессионального образования, выполнение которых обеспечивает развитие профессиональной мобильности обучающихся. Определен способ развития профессиональной мобильности обучающихся — профессионально-ориентированная субъектная позиция как осознаваемая, целенаправленная, действенная, технологически обеспеченная реакция обучающегося на образовательную ситуацию. Сформирована базовая модель профессиональной мобильности в дуальной системе образования, важнейшими компонентами которой являются образовательная практико-ориентированная ситуация; профессионально-ориентированная субъектная позиция; уровень сформированности общих, профессиональных компетенций; действенные практико-ориентированные знания предмета профессиональной деятельности, оценка собственного уровня готовности к выполнению деятельности и уровня профессионального мастерства. Выделены показатели уровней развития профессиональной мобильности обучающихся ПОО СПО в системе дуального образования. Экспериментально доказано позитивное влияние выявленных теоретических положений на развитие профессиональной мобильности обучающихся СПО. |
Ключевые слова: |
профессиональная мобильность, дуальная система среднего профессионального образования,
принципы дуального образования, закономерности развития профессиональной мобильности, условия эффективного развития профессиональной мобильности, образовательная ситуация, субъектная позиция, педагогическая
позиция, этапы профессиональной мобильности, уровни
развития профессиональной мобильности. |
Как цитировать статью: |
Беликов В. А., Романов П. Ю., Филиппов А. М., Павленко Д. И. Педагогические закономерности развития профессиональной мобильности обучающихся организаций СПО в дуальной системе образования // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2 (51). С. 343–349. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.51.241. |