https://vestnik.volbi.ru/

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Глузман Н. А., Давкуш Н. В.
Номер журнала: 2(55) Месяц и год выхода: мая 2021
Аннотация:

В статье исследована проблема состояния профессионального потенциала магистров к проведению педагогических исследований; доказана актуальность решения этой проблемы в связи с внедрением инновационных подходов в высшем педагогическом образовании, требующих от педагога высокого уровня владения навыками современных методов поиска, обработки и использования информации в профессиональной деятельности. Анализ научно-педагогических источников свидетельствует о том, что сейчас накоплен значительный опыт многоуровневой подготовки педагога, однако недостаточно изученными являются теоретические и методические основы подготовки будущих учителей начальной школы к исследовательской деятельности на магистерском уровне. Доказано, что стратегической целью подготовки будущих учителей начальных классов является подготовка учителя-исследователя, готового к проектированию, инновациям и творчеству. На основе изучения трудов ученых были определены основные качества учителя-исследователя: любознательность, наблюдательность, инициативность, чувство нового, заинтересованность в деле, дисциплинированность, ответственность, организаторские способности, коммуникабельность, доброжелательность. Определен уровень сформированности профессиональных качеств, исследовательских знаний и умений у обучающихся Евпаторийского института социальных наук — филиала Крымского гуманитарного университета имени В. И. Вернадского. Проведено анкетирование среди обучающихся магистратуры дневной и заочной форм обучения по программе «Инновационные процессы в сфере начального образования». Опрос содержал следующие блоки показателей, характеризующие уровень профессиональной подготовки будущих учителей как исследователей: выявление уровня сформированности профессиональных качеств; определение уровня сформированности педагогических знаний о специфике исследовательской функции учителя начальных классов; выявление уровня сформированности педагогических умений по проведению педагогических исследований; определение уровня готовности к проведению педагогических исследований. Анализ ответов респондентов показал, что почти половина их оценила уровень сформированности знаний по методике проведения педагогических исследований удовлетворительно. Выявлены недостатки в содержательном и операционно-деятельностном компонентах профессиональной подготовки к проведению педагогических исследований. Сделаны выводы о необходимости улучшения профессиональной подготовки магистров начального образования.

Ключевые слова:

учитель начальных классов, магистерский уровень, магистр, исследовательская деятельность, учитель-исследователь, педагогические исследования, универсальные компетенции, профессиональная компетентность, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, образовательно-научная программа магистратуры.

Как цитировать статью:

Глузман Н. А., Давкуш Н. В. Анализ состояния подготовки магистрантов к проведению педагогических исследований в начальной школе // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 324—329. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.55.275.