PDF: |
|
Автор(ы): |
Глузман Н. А., Давкуш Н. В. |
Номер журнала: |
2(55) |
Месяц и год выхода: |
мая 2021 |
Аннотация: |
В статье исследована проблема состояния профессионального потенциала магистров к проведению педагогических исследований; доказана актуальность решения этой проблемы в связи с внедрением инновационных подходов в высшем педагогическом образовании, требующих от педагога высокого уровня владения навыками современных методов поиска, обработки и использования информации в профессиональной деятельности. Анализ научно-педагогических источников свидетельствует о том, что сейчас накоплен значительный опыт многоуровневой подготовки педагога, однако недостаточно изученными являются теоретические и методические основы подготовки будущих учителей начальной школы к исследовательской деятельности на магистерском уровне. Доказано, что стратегической целью подготовки будущих учителей начальных классов является подготовка учителя-исследователя, готового к проектированию, инновациям и творчеству. На основе изучения трудов ученых были определены основные качества учителя-исследователя: любознательность, наблюдательность, инициативность, чувство нового, заинтересованность в деле, дисциплинированность, ответственность, организаторские способности, коммуникабельность, доброжелательность. Определен уровень сформированности профессиональных качеств, исследовательских знаний и умений у обучающихся Евпаторийского института социальных наук — филиала Крымского гуманитарного университета имени В. И. Вернадского. Проведено анкетирование среди обучающихся магистратуры дневной и заочной форм обучения по программе «Инновационные процессы в сфере начального образования». Опрос содержал следующие блоки показателей, характеризующие уровень профессиональной подготовки будущих учителей как исследователей: выявление уровня сформированности профессиональных качеств; определение уровня сформированности педагогических знаний о специфике исследовательской функции учителя начальных классов; выявление уровня сформированности педагогических умений по проведению педагогических исследований; определение уровня готовности к проведению педагогических исследований. Анализ ответов респондентов показал, что почти половина их оценила уровень сформированности знаний по методике проведения педагогических исследований удовлетворительно. Выявлены недостатки в содержательном и операционно-деятельностном компонентах профессиональной подготовки к проведению педагогических исследований. Сделаны выводы о необходимости улучшения профессиональной подготовки магистров начального образования. |
Ключевые слова: |
учитель начальных классов, магистерский уровень, магистр, исследовательская деятельность,
учитель-исследователь, педагогические исследования, универсальные компетенции, профессиональная компетентность, федеральный государственный образовательный
стандарт высшего образования, образовательно-научная
программа магистратуры. |
Как цитировать статью: |
Глузман Н. А., Давкуш Н. В. Анализ состояния подготовки магистрантов к проведению педагогических исследований в начальной школе // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 2 (55). С. 324—329.
DOI: 10.25683/VOLBI.2021.55.275. |