https://vestnik.volbi.ru/

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЛОРУССИИ И КИТАЯ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ)

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Цзо Цин
Номер журнала: 2(63) Месяц и год выхода: мая 2023
Аннотация:

В статье рассматривается опыт Белоруссии и Китая, обеспечивающий ценностную ориентацию музыкально-образовательного процесса. Реализация образовательного процесса в области музыкального искусства опирается на нормативные документы, принятые государством, которые и определяют направления и перспективы развития музыкального образования, его методологические ориентиры. Формирование ценностного отношения специалиста с высшей квалификацией к своей профессиональной деятельности во многом определяет ее успешность, поэтому актуальной становится исследование ценностно-ориентированного образовательного процесса Белоруссии и Китая. В статье анализируются нормативные документы начала ХХI в., обеспечивающие функционирование музыкального образования в двух странах. Рассмотрев нормативные документы, определяющие современное состояние и перспективы развития образовательной системы Республики Беларусь, можно констатировать, что при определении целей деятельности не нашлось обоснования ценностей, на которые должны опираться системы образования и культуры. Намеченные до 2030 г. перспективы развития эстетического и музыкального образования также лишены ценностных ориентаций предстоящей деятельности. Анализ насущных проблем образования в Китае показывает, что с началом ХХI в. в Китайской Народной Республике продолжается пристальное внимание партии и правительства к насущным проблемам эстетического и, в частности, музыкального образования. В рассматриваемых документах привлекает отношение к ценностям образования и опора этих ценностей на внутренний потенциал субъектов образовательного процесса. Сравнительный анализ двух систем музыкального образования позволяет отметить, что в обеих странах значительное место занимает социально-гуманитарная направленность образовательного процесса. Аксиологический же аспект образования в Китае прослеживается четче и проявляется последовательнее в каждом из нормативных документов. Если в нормативных документах нет четкого определения ценностей и целей в той или иной области образовательной системы государства, то личностно-профессиональное развитие учителя не может получить четкого теоретического фундамента, на котором должна строиться вся система профессиональной подготовки специалиста.

Ключевые слова:

ценности образования, цели образовательного процесса, Республика Беларусь, Китайская Народная Республика, нормативные документы, эстетическое образование, музыкальное образование, направления развития образования, функционирование музыкального образования, аксиологические регулятивы

Как цитировать статью:

Цзо Цин. Ценностно-ориентированное музыкальное образование Белоруссии и Китая (сравнительный анализ нормативной базы) // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2(63). С. 346—353. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.63.588.