https://vestnik.volbi.ru/

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ-ТАБЛИЦ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬНОМУ ПАДЕЖУ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Базванова Т. Н., Зайцева А. Г., Кузнецова Г. В.
Номер журнала: 2(63) Месяц и год выхода: мая 2023
Аннотация:

В статье предпринята попытка разработать методику применения таблиц в качестве упражнений, направленных на формирование лингвистической компетенции иностранных обучающихся. Родительный падеж — одно из наиболее сложных явлений русского языка, в связи с чем поиск методических приёмов и средств, позволяющих облегчить процесс его изучения иностранными учащимися, является особенно актуальным. Цель статьи — обосновать необходимость использования нетрадиционных упражнений для изучения родительного падежа имён существительных — одного из самых трудных в грамматическом плане — на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному. Упражнения представлены в форме таблицы, носят типовой характер и имеют разработанную авторами определённую структуру, содержащую формы слов в родительном и именительном падежах единственного и множественного чисел. Разработанные упражнения даны в последовательности, позволяющей логично, полно представить флексии родительного падежа множественного числа, отработать и закрепить навык его формообразования, опираясь на приведённые образцы. Формы генитива сопоставлены с формами именительного падежа с целью научить студентов разграничивать флексии разных падежей, имеющих графически одинаковые окончания. На основе контрольного задания проведён эксперимент с целью выявить дидактические возможности данного типа упражнений. Полученные результаты позволили сделать вывод об эффективности использования таблиц как средства организации грамматического материала при овладении обучающимися родительным падежом имён существительных на довузовском этапе подготовки. Предлагаемый вид упражнений-таблиц может быть использован для изучения других падежных форм и грамматических явлений.

Ключевые слова:

имя существительное, родительный падеж, единственное число, множественное число, флексия, упражнение, таблица, начальный этап обучения, русский язык как иностранный, иностранные обучающиеся

Как цитировать статью:

Базванова Т. Н., Кузнецова Г. В., Зайцева А. Г. Методика применения упражнений-таблиц для обучения родительному падежу русского языка иностранных студентов // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2(63). С. 462—467. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.63.644.