https://vestnik.volbi.ru/

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ 10—11 КЛАССОВ В ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Воронина И. А.
Номер журнала: 2(63) Месяц и год выхода: мая 2023
Аннотация:

В статье обоснована роль гражданской идентичности и необходимость ее развития у подрастающего поколения россиян. Акцент обращен на методических аспектах организации этого процесса в условиях обучения основам безопасности жизнедеятельности в 10—11 классах школы. Автором разработана и реализована модель развития гражданской идентичности старшеклассников при освоении ими курса основ безопасности жизнедеятельности. Разработанная модель развития гражданской идентичности в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности воплощает идеи культурологичности, гуманизации, системно-деятельностного подхода, а также реализует принципы природосообразности, культуросообразности, аксиологичности, интеграции, образовательной событийности, краеведческий. Сама модель имеет системный характер и интегрирует целевой, содержательный, организационно-процессуальный и диагностический компоненты. Каждому компоненту модели дана подробная характеристика в работе. Авторский концепт проявляется в организационно-процессуальном компоненте, который отражает логику развития гражданской идентичности у школьников через серию образовательных событий, относящихся к категориям «отношение» — «знание» — «действие», что соответствует структуре гражданской идентичности. Отличительной особенностью образовательных событий является их личностная значимость для обучающихся. Каждая категория образовательных событий раскрывается на самостоятельном этапе: события-«отношения» развиваются на мотивационно-ориентировочном этапе; события-«знания» — на информационно-познавательном этапе; события-«действия» происходят на творческо-деятельностном этапе. В статье обращено внимание на необходимость интеграции урочной и внеурочной деятельности при организации процесса развития гражданской идентичности у обучающихся 10—11 классов в освоении ими основ безопасности жизнедеятельности. Исходя из структуры гражданской идентичности, учитывая ее интеграционный характер, сформулированы качественные характеристики уровней ее развития у старшеклассников. Предложены три уровня развития гражданской идентичности: высокий, средний, низкий.

Ключевые слова:

гражданская идентичность, модель, основы безопасности жизнедеятельности, образовательное событие, урок, внеурочная деятельность, интеграция, культурологичность, аксиологичность, краеведческий принцип, природосообразность

Как цитировать статью:

Воронина И. А. Модель развития гражданской идентичности учащихся 10—11 классов в обучении основам безопасности жизнедеятельности // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2(63). С. 473—479. DOI: 10.25683/ VOLBI.2023.63.642