https://vestnik.volbi.ru/

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ТЬЮТОРА НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Бутенко О. Ю.
Номер журнала: 2(63) Месяц и год выхода: мая 2023
Аннотация:

Тенденции отечественного образования, выраженные в переходе от знаниево-просветительской к личностно-смысловой педагогике, диктуют необходимость в дальнейшем развитии системы сопровождения ребенка в образовательном процессе и предполагают всё большее смещение акцентов в сторону индивидуализации и субъектности. Актуальным в этой связи является повышение требований к уровню профессиональной компетентности тьюторов как центральной педагогической единице, выполняющей функции сопровождения, особенно в части психолого-педагогической составляющей, обеспечивающей оптимизацию данного процесса. Несмотря на проработанность многих аспектов профессиональной подготовки тьюторов, анализ теоретической литературы и диссертационных исследований позволил установить, что проблема формирования психолого-педагогической компетентности (далее — ППК) именно тьютора, как представителя новой педагогической профессии, в контексте специфики профессиональной деятельности специалиста до настоящего времени не рассматривалась. В статье раскрывается актуальность проблемы формирования ППК тьютора на этапе освоения профессии. На основе проведенного теоретического анализа вводится рабочее понятие ППК тьютора, а также предлагаются ее компоненты: когнитивный, деятельностный, личностный. Также автор попытался определить и обосновать комплекс достаточных педагогических условий, необходимых для формирования ППК тьюторов на этапе освоения профессии, основными из которых являются: 1) Программа формирования ППК тьюторов (далее — Программа) как детерминирующее условие формирования вышеуказанной компетентности; 2) индивидуальный образовательный маршрут движения по Программе; 3) профессиональные пробы и непрерывная тьюторская практика; 4) супервизия и 5) перевод процесса формирования ППК тьютора в режим самообразования.

Ключевые слова:

компетентность, ППК тьютора, структура ППК тьютора, когнитивный, деятельностный и личностный компоненты, педагогические условия, Программа, индивидуальный образовательный маршрут, супервизия, самообразование, сопровождение

Как цитировать статью:

Бутенко О. Ю. Педагогические условия формирования психолого-педагогической компетентности тью‑ тора на этапе освоения профессии // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2(63). С. 332—336. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.63.586.