https://vestnik.volbi.ru/

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ БЕНЧМАРКИНГА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Буренина С. Ю., Калинина С. Б.
Номер журнала: 2(63) Месяц и год выхода: мая 2023
Аннотация:

В данной статье представлены размышления авторов с опорой на труды ряда исследователей о значимости профориентационной работы по самоопределению детей с нарушением слуха, которая в коррекционной и массовой школах имеет существенные различия из-за особенностей развития детей с нарушениями слуха (в частности, недостаточный уровень развития речи и, как следствие, трудность и ограниченность профессионального выбора). Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования профессионального самоопределения детей, имеющих нарушения слуха, будет осуществляться наиболее эффективно при условии включения в этот процесс технологии бенчмаркинга. Данная технология позволяет осуществлять внутренний аудит склонностей детей к тому или иному виду профессиональной деятельности, а также успешно проектировать индивидуальные образовательно-профессиональные маршруты. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проходившего на базе ГБОУ Псковской области «Центр специального образования № 1», структурного подразделения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5 I и II видов г. Пскова». Респондентами исследования стали дети, имеющие нарушения слуха (глухие и слабослышащие дети школьного возраста, слухопротезированные индивидуальными слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами), и родители. Полученные результаты позволили обозначить основные социально-психологические проблемы (речевая недостаточность, завышенная или заниженная самооценка, неуверенность, неумение сделать выбор, дефицит знаний о профессиях, слабая мотивация на реализацию собственных замыслов и др.) и сложность с профессиональным самоопределением. Для решения проблем, связанных с трудностями выбора профессионального пути, была разработана и реализована программа по профессиональному самоопределению детей, имеющих нарушения слуха, с использованием технологии бенчмаркинга. Это позволило направить профориентационную работу на развитие познавательных интересов глухих и слабослышащих детей; на расширение знаний о профессиях и возможностях достижения тех или иных профессиональных целей.

Ключевые слова:

профориентационная работа, самоопределение, профессиональное самоопределение, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, тугоухость, глухота, слабослышащие дети, глухие дети, дети, имеющие нарушения слуха, бенчмаркинг

Как цитировать статью:

Буренина С. Ю., Калинина С. Б. Профессиональное самоопределение детей, имеющих нару‑ шения слуха, с использованием технологии бенчмаркинга // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2(63). С. 430—436. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.63.631.