Аннотация: |
В современную эпоху бурного роста знаний в сфере образования всё больше внимания уделяется феномену междисциплинарности в обучении и воспитании. В статье исследуется ценность и значение данного феномена с точки зрения философии образования. Цель исследования заключается в анализе философских аспектов феномена междисциплинарности в обучении и воспитании в высшей школе. Авторы указывают на философскую основу феномена междисциплинарности, включающего три аспекта философии образования: холизм, прагматизм и конструктивизм. Холизм подчеркивает целостность и единство знаний, прагматизм акцентирует внимание на прикладной ценности знаний, а конструктивизм подчеркивает конструирование и развитие личности в социальной и культурной среде. Эти философские направления обеспечивают теоретическую основу феномена междисциплинарности и возможность его использования в практике высшей школы. Проведенное исследование показало, что в системе высшего образования феномен междисциплинарности в основном используется в следующих формах: междисциплинарного подхода, принципа междисциплинарности и междисциплинарного метода обучения на основе принятых концепций философии образования. Междисциплинарный подход в образовании необходимо рассматривать в качестве нового социального явления в образовательной деятельности; междисциплинарного обучения, соединенного изучением нескольких учебных дисциплин или их частей одновременно и в качестве методологии организации обучения в новой образовательной парадигме в высшей школе на междисциплинарной основе. При использовании феномена междисциплинарности границы между дисциплинами не фиксированы, но пересекаются и взаимосвязаны, образуя единое целое, что составляет ядро методологии организации обучения в новой образовательной парадигме в высшей школе на основе принципа междисциплинарности. |
Ключевые слова: |
феномен междисциплинарности,
философия образования, холизм, прагматизм, конструктивизм, интегрирующие дисциплины, обучение и воспитание,
междисциплинарный подход, принцип междисциплинарности, междисциплинарный метод обучения |