PDF: |
|
Автор(ы): |
Логачёв О. В., Орлов А. И., Сычёв Г. С. |
Номер журнала: |
2(67) |
Месяц и год выхода: |
мая 2024 |
Аннотация: |
Отмечается, что возрождающаяся популярность спортивных единоборств и появление новых его видов детерминирует необходимость поиска новых подходов к организации тренировочного процесса спортсменов массовых разрядов. Обращается внимание, что традиционно организуемый тренировочный процесс в виду преобладания аналитического подхода к его организации и засилья репродуктивных методов обучения технико-тактическим действиям достиг своего функционального предела. В сложившейся ситуации с опорой на учение И. Канта об априорных знаниях аргументируется возможность реализации в практике учебно-тренировочного процесса единоборцев массовых разрядов положений психологической теории деятельности, общей теории систем, фрактальной теории и теории проблемного обучения. Базируясь на положении о многоуровневой организации деятельности, конкретизируется характерологическая особенность соревновательного поединка единоборцев, проявляющаяся в необходимости самостоятельного поиска субъектом соревновательной деятельности средств её осуществления, в частности в виде наиболее рациональных технических действий, выстроенных в логически оправданной последовательности, обеспечивающей достижение соревновательного результата. Ввиду этого обосновывается потребность реализации в учебно-тренировочном процессе начинающих единоборцев проблемных методов обучения, рассматриваемых авторами не как противопоставление традиционным методам обучения техническим действиям, а как непосредственное их дополнение, позволяющее повысить результативность их технико-тактической подготовки. В контексте системного подхода, фрактальной теории Б. Мандельброта и положения теории деятельности о психофизических функциях как минимальном уровне организации деятельности предлагается все направления учебно-тренировочного процесса (физическое, технико-тактическое, психологическое) подразделять по основанию «общее и специальное». Отмечается, что актуализированное шестикомпонентное содержание тренировочного процесса позволит целенаправленно подобрать средства по каждому его направлению. Предполагается, что реализация перечисленного позволит получить синергетический эффект, который обеспечит повышение эффективности учебно-тренировочного процесса единоборцев массовых разрядов. |
Ключевые слова: |
спортивные виды единоборств, спортсмены массовых разрядов, тренировочный процесс, функциональный предел, перспективные направления, психологическая теория деятельности, системный подход, фрактальная теория, синергетический эффект |
Как цитировать статью: |
Сычёв Г. С., Орлов А. И., Логачёв О. В. Перспективы развития тренировочного процесса спортсменов массовых разрядов в спортивных видах единоборств // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 2(67). С. 399—405. DOI:
10.25683/VOLBI.2024.67.958. |