https://vestnik.volbi.ru/

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНДРОГОГА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Куцеева Е. Л.
Номер журнала: 2(67) Месяц и год выхода: мая 2024
Аннотация:

Актуальность исследования заключается в поиске путей оптимизации профессиональной деятельности андрогога в современных условиях цифровизации и глобализации в системе непрерывного профессионального образования взрослых. Актуализируется проблема профессиональной коммуникации андрогога как необходимого условия повышения качества последипломного образования практикующих педагогов. Цель исследования — изучить особенности межличностного познания и взаимодействия в системе «преподаватель — слушатели курсов повышения квалификации учителей». Методология исследования основана на применении комплекса теоретических и эмпирических методов (опрос, контент-анализ) с позиции личностно-деятельностного и компетентностного подходов. Конкретизированы особенности восприятия личности и профессионально-педагогического взаимодействия андрогога со слушателями. Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены представления слушателей (работающих учителей) об эффективности (неэффективности) профессиональной деятельности преподавателя системы последипломного образования. В условиях цифровизации образовательного пространства изменяются акценты в ролевом репертуаре андрогога. Снижается значение и роль андрогога как источника и транслятора профессиональных знаний и, напротив, усиливаются роли консультанта, наставника, тьютора, фасилитатора. В результате исследования выявлено, что эффективный преподаватель оценивается слушателями прежде всего как хороший коммуникатор, с развитыми речевыми способностями и нравственно-коммуникативными качествами. Таким образом, в обучении взрослых трансформируется прежде всего характер профессиональнопедагогического взаимодействия. Практическая значимость исследования заключается в обосновании идеи о значимой роли коммуникативной компетентности в структуре профессиональной культуры и имиджа андрогога, а также необходимости усилении внимания к психологической и социально-коммуникативной подготовке преподавателей в системе обучения взрослых. Перспективными направлениями в исследовании профессиональной коммуникации андрогогов является изучение вопросов профилактики коммуникативных стрессов и профессиональной деформации личности преподавателей.

Ключевые слова:

андрогог, цифровизация образовательного пространства, профессиональная культура, профессиональная роль, эффективный преподаватель, межличностное познание, профессионально-педагогическое взаимодействие, речевые способности, нравственно-коммуникативные качества, коммуникативная компетентность

Как цитировать статью:

Куцеева Е. Л. Профессионально-педагогическое взаимодействие андрогога: психологический аспект // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 2(67). С. 338—343. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.67.938.