PDF: |
 |
Автор(ы): |
Ахметжанова Г. В., Емельянова Т. В. |
Номер журнала: |
2(71) |
Месяц и год выхода: |
июня 2025 |
Аннотация: |
На современном этапе развития системы образования происходит постоянное обновление содержания педагогической деятельности, требований к результатам обучения школьников. Структура педагогической деятельности также подвержена изменениям. Одним из современных взглядов на структуру инновационной образовательной деятельности является ее четкое структурирование. В статье рассмотрено формирование исследовательского компонента как показателя универсальной грамотности современного человека, как основы зарождения инноваций и как структурного элемента инновационной деятельности участников образовательного процесса. Структура исследовательского компонента включает в себя следующие элементы: научная и функциональная грамотность, академическое письмо и презентационные навыки, методологические знания и умения, информационная грамотность. Авторы подчеркивают, что современный обучающийся должен не только быть способен реализовать уже имеющиеся в образовательном процессе инновационные идеи и технологии, но и активно вести самостоятельный исследовательский поиск в ходе образовательного процесса. Уровень мотивации и подготовленности обучающихся к исследовательской деятельности зависит от педагога, который, в свою очередь, должен проводить самостоятельные исследования, разрабатывать инструментарий, позволяющий вовлечь школьников в учебные исследования. В статье представлен педагогический опыт, раскрывающий пути формирования исследовательского компонента как важного структурного элемента инновационной деятельности обучающихся. Выделены также и критерии уровней сформированности исследовательского компонента у участников образовательного процесса. Для повышения результативности процесса его формирования использовалась междисциплинарная технология, задачи и задания. Приведены итоги опытной работы с учащимися и педагогами начальной школы, доказывающие, что такой подход позволяет повысить уровень сформированности исследовательского компонента инновационной деятельности всех участников образовательного процесса. Произведена оценка качественных изменений уровней сформированности исследовательского компонента с помощью метода Пирсона. |
Ключевые слова: |
образование, мотивация, педагогиче-
ский опыт, педагогическая деятельность, педагогический
инструментарий, инновации, инновационная деятель-
ность, учебное исследование, исследовательский компо-
нент инновационной деятельности, технология междис-
циплинарного обучения метод Пирсона |
Как цитировать статью: |
Ахметжанова Г. В., Емельянова Т. В. Формирование исследовательского компонента инновацион-
ной деятельности участников образовательного процесса посредством технологии междисциплинарного обучения // Биз-
нес. Образование. Право. 2025. № 2(71). С. 328—335. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1271. |