https://vestnik.volbi.ru/

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ПЯТИГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Будняя О. Н., Цолоева С. Б., Ширяева Т. А.
Номер журнала: 2(71) Месяц и год выхода: июня 2025
Аннотация: В статье представлен опыт кафедры англий- ского языка и профессиональной коммуникации ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» по формиро- ванию патриотического сознания у студентов через вклю- чение национально-регионального компонента в языковую подготовку. Обоснована актуальность данной задачи для современного российского общества в свете утверждения в качестве приоритетных таких ценностей, как патриотизм, гражданственность, единство, справедливость, мужество, героизм, семья и ряд других. Определена ключевая роль обра- зования в целом, и национально-регионального компонента образования, в частности, в формировании патриотическо- го сознания у студенческой молодежи. Рассмотрены суще- ствующие в современной науке определения понятия «патри- отическое сознание». Проанализированы мировоззренческий, аксиологический, поведенческий компоненты патриоти- ческого сознания, представленного как структурное обра- зование. Уточнены пути обновления содержания высшего образования для эффективного формирования патриотиче- ского сознания у студентов на примере учебных дисциплин по иностранному языку для различных направлений подго- товки. Проанализировано содержание авторской програм- мы «Многообразный Кавказ» с точки зрения ее потенциала в целях формирования патриотического сознания у студен- тов направлений подготовки «Лингвистика», «Социокуль- турная деятельность», «Архитектура», «Дизайн». Описана экспериментальная работа по его внедрению в учебный про- цесс. Выявлено, что при интеграции в учебные дисциплины по иностранному языку национально-региональный компонент способствует эффективному решению задач патриотиче- ского воспитания и формирования патриотического созна- ния. Тем самым преодолевается существующий пробел в области патриотического воспитания средствами языковой подготовки. Определена роль преподавателя иностранного языка по формированию патриотического сознания у сту- дентов рамках преподаваемых дисциплин.
Ключевые слова:

высшее профессиональное образова- ние, патриотическое сознание, иностранный язык, патри- отическое воспитание, патриотизм, Северо-Кавказский регион, общечеловеческие ценности, этническая идентич- ность, личность, содержание образования, методы обуче- ния и воспитания, практический опыт

Как цитировать статью:

Будняя О. Н., Цолоева С. Б., Ширяева Т. А. Формирование патриотического сознания у студентов в сфере профессионального образования через внедрение национально-регионального компонента в преподавание англий- ского языка (на примере Пятигорского государственного университета) // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 2(71). С. 387—394. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1292.