https://vestnik.volbi.ru/

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКУССИИ PHILOSOPHICAL CHAIRS ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА)

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Белорукова М. В., Золотова М. В., Скурихин Н. А.
Номер журнала: 2(71) Месяц и год выхода: июня 2025
Аннотация:

Статья рассматривает применение дискуссионного формата Philosophical Chairs на занятиях по иностранному языку в нелингвистическом вузе. Актуальность исследования определена необходимостью формирования межпредметных навыков критического мышления у будущих молодых специалистов и потребностью преподавателей в интересных методиках формирования названных навыков у студентов. При проведении дискуссии в формате Philosophical Chairs обучающийся приближен к реальным условиям и функционирует без подготовки и в режиме многозадачности. Он слушает оппонента, одновременно анализирует его аргументы, оценивает их, соглашается или не соглашается с ними и аргументированно представляет свою позицию. Также отрабатывается умение кратко обобщить услышанное. Наряду с традиционными форматами учебной дискуссии, используемыми на занятиях по иностранному языку (обсуждение просмотренного, круглый стол, ролевая игра, форум, дебаты и др.), Philosophical Chairs может занять достойное место в группах с уровнем владения иностранным языком от Intermediate+ до Advanced. Формат обладает рядом особенностей и преимуществ, представленных авторами в ключе концепций академической тревожности [foreign language (classroom) anxiety (FLA/FLCA)], скуки на занятиях [foreign language boredom (FLB)] и удовольствия от изучения иностранного языка [foreign language enjoyment (FLE)]. Он создает доброжелательную, дружескую, неформальную атмосферу на занятиях, не предусматривает формальную оценку деятельности обучающихся, позволяет вовлечь их в физическую активность, что немаловажно при сидячем образе жизни современного студента. Внедрение исследуемого формата позволяет повысить мотивацию обучающихся, уровень их FLE и снизить уровень FLA и FLB, что подтверждается представленными результатами анкетирования студентов. Проанализированы публикации российских и зарубежных авторов по вопросам обучению дискуссии с целью формирования навыков критического мышления, а также по концепциям академической тревожности и удовольствия. Описан процесс апробации исследуемого формата в нескольких группах студентов и сформулированы рекомендации по использованию формата дискуссии Philosophical Chairs.

Ключевые слова:

критическое мышление, дискуссия, метод обучения, академическая тревожность, скука на занятиях, удовольствие от изучения иностранного языка, мотивация, английский для академических целей, неязыко- вой вуз, нелингвистическая специальность

Как цитировать статью:

Белорукова М. В., Золотова М. В., Скурихин Н. А. Методика применения дискуссии Philosophical Chairs для совершенствования навыков критического мышления (на примере неязыкового вуза) // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 2(71). С. 295—302. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1264.