PDF: |
 |
Автор(ы): |
Белорукова М. В., Золотова М. В., Скурихин Н. А. |
Номер журнала: |
2(71) |
Месяц и год выхода: |
июня 2025 |
Аннотация: |
Статья рассматривает применение дискуссионного формата Philosophical Chairs на занятиях по иностранному языку в нелингвистическом вузе. Актуальность исследования определена необходимостью формирования межпредметных навыков критического мышления у будущих молодых специалистов и потребностью преподавателей в интересных методиках формирования названных навыков у студентов. При проведении дискуссии в формате Philosophical Chairs обучающийся приближен к реальным условиям и функционирует без подготовки и в режиме многозадачности. Он слушает оппонента, одновременно анализирует его аргументы, оценивает их, соглашается или не соглашается с ними и аргументированно представляет свою позицию. Также отрабатывается умение кратко обобщить услышанное. Наряду с традиционными форматами учебной дискуссии, используемыми на занятиях по иностранному языку (обсуждение просмотренного, круглый стол, ролевая игра, форум, дебаты и др.), Philosophical Chairs может занять достойное место в группах с уровнем владения иностранным языком от Intermediate+ до Advanced. Формат обладает рядом особенностей и преимуществ, представленных авторами в ключе концепций академической тревожности [foreign language (classroom) anxiety (FLA/FLCA)], скуки на занятиях [foreign language boredom (FLB)] и удовольствия от изучения иностранного языка [foreign language enjoyment (FLE)]. Он создает доброжелательную, дружескую, неформальную атмосферу на занятиях, не предусматривает формальную оценку деятельности обучающихся, позволяет вовлечь их в физическую активность, что немаловажно при сидячем образе жизни современного студента. Внедрение исследуемого формата позволяет повысить мотивацию обучающихся, уровень их FLE и снизить уровень FLA и FLB, что подтверждается представленными результатами анкетирования студентов. Проанализированы публикации российских и зарубежных авторов по вопросам обучению дискуссии с целью формирования навыков критического мышления, а также по концепциям академической тревожности и удовольствия. Описан процесс апробации исследуемого формата в нескольких группах студентов и сформулированы рекомендации по использованию формата дискуссии Philosophical Chairs. |
Ключевые слова: |
критическое мышление, дискуссия,
метод обучения, академическая тревожность, скука на
занятиях, удовольствие от изучения иностранного языка,
мотивация, английский для академических целей, неязыко-
вой вуз, нелингвистическая специальность |
Как цитировать статью: |
Белорукова М. В., Золотова М. В., Скурихин Н. А. Методика применения дискуссии Philosophical
Chairs для совершенствования навыков критического мышления (на примере неязыкового вуза) // Бизнес. Образование.
Право. 2025. № 2(71). С. 295—302. DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1264. |