PDF: |
 |
Автор(ы): |
Ботин В. А., Гончарова Е. И., Иванова А. П., Кунникова О. А., Морозова Г. В., Сидорова Е. Ю. |
Номер журнала: |
2(71) |
Месяц и год выхода: |
июня 2025 |
Аннотация: |
Авторами освещается поиск инновационных форм, методов и условий эффективного взаимодействия куратора академической группы, в состав которой входят иностранные обучающиеся. Актуальность исследования обусловлена значительным увеличением численности инофонов в вузах Российской Федерации, в связи с чем возникает острая необходимость поиска современных подходов к подготовке преподавателей русского языка как иностранного к разного рода взаимодействию с иностранными студентами. Цель статьи заключается в изучении проблем кураторской деятельности, ее роли в работе с иностранными обучающимися гуманитарного профиля, представлении предложений по оптимизации данной работы. Методология исследования базируется на основе компетентностного, личностно-деятельностного и культурологического подходов, в исследовании были использованы методы анализа, обобщения и синтеза научной и теоретической литературы по проблеме исследования, а также результатов проведенного эксперимента, метод анкетирования. Исследованы определения «образовательная среда», «воспитательная деятельность», «куратор»; раскрыты особенности и характеристики воспитательной деятельности куратора при взаимодействии с иностранными обучающимися, условия их адаптации в стране изучаемого языка. Представленные в статье результаты позволяют утверждать, что при работе в академической группе, в состав которой входят иностранные студенты, необходим навык межкультурного общения, индивидуальный подход к обучающимся, учет их психологических и национально-культурных особенностей, проблемы языкового барьера. Проведенное исследование подтверждает эффективность описанных в статье подходов, используемых в работе куратора: онлайн-взаимодействие с применением различных информационно-коммуникационных технологий, индивидуальный подход в общении, организация полезных культурно-творческих мероприятий и пр. Результаты исследования могут быть использованы при организации работы со студентами из разных стран средних и высших учебных заведений Российской Федерации, что позволит сделать процесс обучения инофонов в России более адаптивным. |
Ключевые слова: |
кураторская деятельность, иностран-
ные студенты, воспитательная работа, адаптация ино-
странных студентов, межкультурное общение, русский язык
как иностранный, образовательная среда, культурно-ориен-
тированные мероприятия, информационно-коммуникатив-
ные технологии, социокультурная адаптация |
Как цитировать статью: |
Ботин В. А., Гончарова Е. И., Иванова А. П., Кунникова О. А., Морозова Г. В., Сидорова Е. Ю.
Воспитательная деятельность куратора иностранных студентов // Бизнес. Образование. Право. 2025. № 2(71). С. 303—314.
DOI: 10.25683/VOLBI.2025.71.1260. |