PDF: |
|
Автор(ы): |
Галынская Ю. С., Звягинцев В. В., Пацукова Т. Н. |
Номер журнала: |
3(44) |
Месяц и год выхода: |
августа 2018 |
Аннотация: |
В статье дан обзор представлений о содержании понятия «коммуникативная компетентность», выявлено отсутствие концептуального понимания этого понятия. В частности, отсутствует общепризнанное представление о наиболее важных структурных элементах, составляющих содержание данного понятия. Авторами предпринята попытка выделить важнейшие элементы указанного понятия. Проведен последовательный анализ выделенных элементов понятия «коммуникативная компетентность». Цель статьи — показать роль каждого элемента в формировании коммуникативной компетентности и предложить рабочую модель ее формирования. Кроме выделения основных структурных элементов анализируемого понятия, авторами обосновывается идея, что при практической разработке учебных заданий в качестве наиболее важных компонентов необходимо выбирать те, которые отвечают ролевым требованиям конкретного профессионального статуса (говорить или слушать, устное или письменное общение, непосредственная или опосредованная коммуникация, акцент на вербальной или невербальной составляющей коммуникации и т. п.). На основании структурного анализа понятия «коммуникативная компетентность» авторы выделили проблемные зоны в ее формировании в каждом структурном элементе понятия. В практической части статьи освещены результаты исследования взаимосвязи коммуникативной компетентности и задатков студентов, проведенного на базе Сибирского Университета потребительской кооперации в период с 2016 по 2018 год. Приведены данные исследования коммуникативных проблем студентов, дан анализ проблем в формировании коммуникативной компетентности. Исследования показали двойственность отношения студентов к уровню своей коммуникативной компетентности: с одной стороны, они осознают отсутствие у себя некоторых коммуникативных умений и навыков, с другой стороны, в частности у студентов первого курса, недостаточно актуализирована потребность в повышении своей коммуникативной компетентности. Исследования выявили у студентов повышенное самомнение о своих коммуникативных способностях; слабое знание этикета; использование манипулятивных, силовых приемов общения. Как особую проблему авторы выделили работу со студентами, обладающими слабыми природными задатками (интроверты, стеснительные, неуверенные). |
Ключевые слова: |
коммуникативная компетентность,
способности, задатки, потребности, мотивация, склонности, знания, умения, навыки, коммуникативные действия. |
Как цитировать статью: |
Галынская Ю. С., Звягинцев В. В., Пацукова Т. Н. Формирование коммуникативной компетентности студентов на занятиях по дисциплинам социально-психологической направленности // Бизнес. Образование.
Право. 2018. № 3 (44). С. 409–414. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.302. |