https://vestnik.volbi.ru/

ПРИТЕСНЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Павлова А. Б.
Номер журнала: 3(48) Месяц и год выхода: августа 2019
Аннотация:

В статье актуализируется проблема притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации. Описываются виды и формы притесняющего поведения, уточняются причины возникновения поведенческих девиаций обучающихся. Автор сопоставляет понятие «притеснение» со сходными по смыслу понятиями, сравнивает формы проявления притеснения и девиантного поведения. В статье представлен обзор научных изысканий по изучению причин возникновения поведенческих девиаций школьников и методов профилактики притесняющего поведения. Особый акцент сделан на педагогической профилактике притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований. Статья содержит описание отдельного этапа опытно-экспериментальной работы по педагогической профилактике притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации. Автор демонстрирует результаты педагогического эксперимента по выявлению ролевого статуса младших школьников в ситуации притеснения. В данной статье представлена программа работы классного руководителя по профилактике притеснения младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации, представляющая практическую значимость для учителей начальных классов. В ней описываются основные направления профилактической работы классного руководителя в образовательной организации по трем направлениям: с младшими школьниками, родителями обучающихся и педагогами образовательных организаций. Представлены методические материалы для педагогов начальной школы. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогики и психологии. Результаты и выводы исследования могут быть использованы психологами, социальными педагогами и другими лицами, занимающимися проблемами профилактики притесняющих форм поведения.

Ключевые слова:

межличностные отношения, притеснение, буллинг, агрессия, конфликт, девиантное поведение, младшие школьники, начальная школа, учитель начальных классов, педагогическая профилактика, педагогический эксперимент.

Как цитировать статью:

Павлова А. Б. Притеснение младших школьников в межличностных отношениях в образовательной организации. Проблемы и решения // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 3 (48). С. 433–436. DOI: 10.25683/ VOLBI.2019.48.375.