PDF: |
|
Автор(ы): |
Хазыкова Т. С. |
Номер журнала: |
3(52) |
Месяц и год выхода: |
августа 2020 |
Аннотация: |
В статье раскрываются вопросы формирования профессионального сознания будущих педагогов как важной цели современного педагогического образования в условиях гуманитаризации. Представлен процесс формирования самосознания личности будущего педагога как главного фактора его профессионального образования. Понятие профессионального сознания (самосознания) педагога соотнесено с идеей целостного образования человека и гуманитарной моделью образования. Выявлено «деятельностное содержание» профессии, осваиваемой будущими педагогами в рамках гуманитарной модели образования. Автор описывает некоторые основные характеристики модели профессионального образования будущих педагогов, ориентированного на формирование их профессионального сознания. Предложены пути разработки модели формирования у будущих педагогов профессионального сознания на основе методологии интегративной психологии. Определены механизмы формирования у будущего учителя профессионального сознания на основе методологии гуманитарности и интегративности. Подробно освещен данный процесс в контексте «спиральной динамики», позволяющей видеть уровни ценностей педагога. Автором рассмотрены диалогические ситуации, позволяющие будущим педагогам анализировать «языки сознания» и осознавать себя как субъект профессиональной деятельности. Система ситуаций представлена несколькими типами. Это ситуации рефлексии будущими педагогами собственных структур сознания. Автор проводит связь процесса формирования самосознания будущих педагогов с целостной ситуацией развития личности. Представлены некоторые результаты работы с будущими педагогами по формированию у них профессионального сознания, которые связаны с разработкой и реализацией гуманитарного компонента содержания педагогического образования. Рассмотрены перспективы развития исследования, связанные с проектно-исследовательской деятельностью студентов, с их готовностью создавать в сообществах друг с другом инновационные образовательные и профессиональные практики, отвечающие идеям гуманитарности и интегративности. |
Ключевые слова: |
педагогическое образование, будущий педагог, сознание, профессиональное сознание, самосознание, формирование профессионального сознания
педагога, гуманитарная модель образования, модель спиральной динамики, интегративная психология, диалогическая ситуация. |
Как цитировать статью: |
Хазыкова Т. С. Формирование профессионального сознания будущего педагога: методология гуманитарности и интегративности // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 469–476. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.52.386. |