PDF: |
|
Автор(ы): |
Будько Е. А. |
Номер журнала: |
3(52) |
Месяц и год выхода: |
августа 2020 |
Аннотация: |
Данная статья посвящена проблеме мотивационного потенциала текста, реализуемого на занятиях по русскому языку в средней школе. В практике преподавания русского языка мотивационные возможности не всегда предварительно выявляются, а затем реализуются в процессе работы с текстом, зачастую они остаются не задействованными в полном объеме на занятии. Под мотивационным потенциалом автором понимаются изначальные условия, имеющиеся у текста и способные повлиять на активность обучающегося и его учебную деятельность. Его значимость связана с необходимостью поддерживать положительное отношение обучающегося к изучаемому материалу и шире — к изучению русского языка. Задача педагога — предварительно оценить мотивационный потенциал текста и соотнести его с характером планируемого занятия. Критериями такой оценки, по мнению автора, являются содержательные характеристики текста, основными из которых можно считать информативность, проблемный характер, дискуссионность, занимательность и эмоциональность. В ходе предварительной оценки мотивационных возможностей текста предлагается последовательность этапов, обусловленная преобладающим содержательным признаком. При этом с точки зрения формального аспекта текст не должен быть перегружен грамматическими конструкциями, так как только органичное сочетание смысла и структуры предоставит педагогу возможность дать обоснование необходимости освоения обучающимися языкового материала занятия. Как отмечает автор, многообразные формы работы с текстом позволяют учителю стимулировать познавательный интерес обучающихся, их стремление к умственной деятельности и творчеству. Кроме того, это оказывает благоприятное воздействие на формирование коммуникативной мотивации, мотивации, связанной с потребностью в социальном сотрудничестве, духовно-нравственной мотивации. |
Ключевые слова: |
текст, мотивационный потенциал
текста, мотивационная ценность текста, восприятие
текста, процесс обучения, русский язык, мотивационные
предпосылки, мотив, содержательный аспект текста,
формальный аспект текста. |
Как цитировать статью: |
Будько Е. А. Мотивационный потенциал текста в процессе обучения русскому языку // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 430–433. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.52.376. |