PDF: |
|
Автор(ы): |
Декина Е. В., Пазухина С. В., Филиппова С. А., Шалагинова К. С. |
Номер журнала: |
3(52) |
Месяц и год выхода: |
августа 2020 |
Аннотация: |
В статье рассматриваются условия, механизмы и технологии, определяющие социально-психологическую эффективность медиаторских программ в образовательной среде школы, в воспитании учащихся подросткового возраста. Служба медиации рассматривается как действенное условие предупреждения противоправного поведения среди несовершеннолетних. Цель исследования направлена на изучение социально-личностных особенностей подростков-волонтеров — участников медиаторских программ. Экспериментальная база: ЦО № 4 г. Тулы. В исследовании приняли участие 30 учащихся 7-х классов в возрасте 12—13 лет. В ходе эксперимента реализовались следующие психолого-педагогические условия: создание атмосферы психологической безопасности; формирование отношений взаимного уважения, равенства, толерантности; проведение целенаправленной работы по формированию сплоченности школьного сообщества; развитие позитивных форм самореализации несовершеннолетних; мотивирование несовершеннолетних на сочувствие и уважение к другому, личное участие в добрых делах посредством стимулирования добровольческой деятельности; овладение педагогами и подростками стратегиями партнерского взаимодействия. По итогам сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента было выявлено, что у подростков повысился уровень эмпатии, толерантности, коммуникабельности, снизился уровень конфликтности. Формами реализации программы обучения подростков медиативным технологиям являются дискуссии, мини-лекции, занятия с элементами тренинга, деловых и ролевых игр, моделирования проблемных ситуаций. Подготовка подростков к работе в школьной службе примирения будет эффективной, если проведена диагностика психологических особенностей подростков, необходимых для работы в школьной службе примирения; реализована программа обучения подростков к работе в школьной службе примирения; разработаны рекомендации по подготовке подростков к работе в школьной службе примирения. |
Ключевые слова: |
делинквентное поведение, школьная
служба медиации, медиативные технологии, подростковый возраст, профилактика, конфликт, обучение, воспитание, образовательная среда школы, подросток — помощник медиатора. |
Как цитировать статью: |
Пазухина С. В., Шалагинова К. С., Декина Е. В., Филиппова С. А. Обучение подростков медиативным технологиям разрешения конфликтов как одно из условий предупреждения делинквентного поведения несовершеннолетних // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3 (52). С. 401–405. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.52.340. |