PDF: |
|
Автор(ы): |
Темняткина О. В. |
Номер журнала: |
3(56) |
Месяц и год выхода: |
августа 2021 |
Аннотация: |
Проблема совершенствования педагогической деятельности обостряет потребность в разработке инструментария для адекватной оценки результатов труда педагога, развития его личностных качеств. В данной статье представлен опыт оценивания компетентностных результатов профессиональной деятельности около 3900 педагогов профессиональных образовательных организаций Свердловской области в процессе их аттестации на первую и высшую категории в течение 2013—2017 гг. В качестве критериально-оценочной системы в экспертных листах используются показатели сформированности компонентов деятельности. В статье проведен анализ типов ведущей деятельности, выделенных Д. Б. Эльконином, А. Н. Леонтьевым, Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, Л. И. Божович и другими методологами деятельностного подхода. В ходе исследования автором выделены компоненты деятельности: эмоционально-психологический, соответствующий непосредственно-эмоциональному общению; регулятивный, соответствующий предметно-манипулятивной деятельности; социальный, соответствующий игровой деятельности дошкольника; аналитический, соответствующий учебной деятельности; творческий, соответствующий ведущей деятельности подростка; самосовершенствования, соответствующий профессиональной деятельности. По результатам анализа сформированности компонентов педагогической деятельности выявлен сравнительно низкий уровень развития аналитического, творческого компонентов и компонента самосовершенствования в структуре педагогической деятельности. Выявлены дефициты в профессиональной деятельности педагогов среднего профессионального образования, такие как отсутствие программы мониторинга образовательных достижений обучающихся, отсутствие корректировки учебно-методической документации и методического сопровождения учебных дисциплин и профессиональных модулей, сложности при обосновании выбора технологий, слабая связь с работодателями, недостатки по подготовке материалов по обобщению и распространению опыта работы педагогических работников. Это позволяет осуществить дальнейшую корректировку деятельности методических служб профессиональных образовательных организаций. |
Ключевые слова: |
среднее профессиональное образование, оценка квалификации педагога, аттестация, компоненты деятельности, сформированность эмоционально-психологического компонента, сформированность регулятивного компонента, сформированность социального
компонента, сформированность аналитического компонента, сформированность творческого компонента, сформированность компонента самосовершенствования. |
Как цитировать статью: |
Темняткина О. В. Оценка деятельности педагогов профессиональных образовательных организаций в условиях аттестации // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 472—478. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.353. |