PDF: |
|
Автор(ы): |
Киселева Т. Г., Матаулина А. Е. |
Номер журнала: |
3(56) |
Месяц и год выхода: |
августа 2021 |
Аннотация: |
В статье представлены результаты сравнительного исследования особенностей общения у детей с задержкой психического развития и умственно отсталых дошкольников. В основу методологии исследования положен подход Г. М. Андреевой, выделявшей три компонента в структуре общения: перцепцию, коммуникацию и интеракцию. Сравнение с нормотипичными сверстниками позволило авторам выделить необходимые педагогические условия организации инклюзивного образовательного пространства, обеспечивающие формирование коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями в развитии. Для проведения исследования авторы выбрали диагностические методики, в равной мере применимые в работе как с нормотипичными детьми, так и детьми с нарушениями в развитии. Это методики Г. А. Цукерман, Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Авторы обнаружили высокий уровень сформированности представлений о нормах общения у всех детей, в том числе у детей с органическими поражениями головного мозга, при этом умственно отсталые дети не могут объяснить правила поведения, а дошкольники с задержкой психического развития знают и могут объяснить нормы и правила поведения, поэтому выполняют их более осознанно. Было опровергнуто утверждение о повышенном уровне агрессивности детей с задержкой в развитии; показано, что у этой категории детей можно сформировать конструктивные способы урегулирования разногласий на уровне, близком к возрастной норме. Отставание в речевом развитии является причиной того, что ребенок не может формулировать свои желания и, как следствие, не может договариваться со сверстником в игре. В исследовании обнаружено, что нормотипичные дошкольники превосходят детей с нарушениями в развитии по уровню сформированности навыков взаимоконтроля; умственно отсталые дети лучший результат показывают в индивидуальной работе, а дети с задержкой в развитии быстрее достигают результата, работая в парах. Выявленные особенности коммуникативного развития дошкольников важны при организации инклюзивной образовательной среды. |
Ключевые слова: |
комплексный подход, коммуникативные навыки, ребенок дошкольного возраста, нормотипичные дети, дети с задержкой психического развития,
инклюзивное образование, дети с нарушениями интеллекта, перцептивный компонент общения, коммуникативный
компонент общения, интерактивный компонент общения. |
Как цитировать статью: |
Киселева Т. Г., Матаулина А. Е. Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями развития // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 444—451.
DOI: 10.25683/VOLBI.2021.56.384. |