PDF: |
|
Автор(ы): |
Алмазова И. Г., Числова С. Н. |
Номер журнала: |
3(60) |
Месяц и год выхода: |
августа 2022 |
Аннотация: |
Аргументы, определяющие необходимость актуализации идеи создания и развития русской школы в современной России, включают следующее содержание. К ним относим: современную социокультурную ситуацию в мире, определяемую необходимостью пересмотра геополитических отношений; сложившиеся в истории образования модели русской школы, русской национальной школы; гуманизацию содержания образования в целом; осознание личной ответственности каждым педагогом — чиновником-администратором и учителем — перед современным социумом; выросшую значимость национального самосознания, отражающуюся в воспитании любви к Отечеству, патриотизма, гражданственности; особое уважение к русской культуре и ее традициям. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2011) уже в начале второго десятилетия XXI века определяла национальный воспитательный идеал, систему базовых национальных ценностей, педагогические принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Содержание указанного документа напрямую перекликаются с утверждениями К. Д. Ушинского, В. А. Грингмута, С. А. Рачинского, Л. А. Тихомирова и других о необходимости «сделать русские школы русскими», не забывая о необходимости духовно-нравственной консолидации многонационального народа Российской Федерации. Программа воспитания, как часть основной образовательной программы общеобразовательной организации, сегодня в качестве ключевых задач рассматривает приобщение обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, нормам жизнедеятельности в современном российском обществе. В качестве характеристики личностных результатов, согласно ФГОС, на первом месте стоит формирование российской идентичности, что, безусловно, было бы результативнее сформировать в рамках модели русской школы. Авторами публикации приведены историко-педагогические аспекты изучения становления и развития идеи русской школы в трудах исследователей XIX—XXI веков. Представлено описание некоторых моделей авторских русских школ в исторической ретроспективе. Дано содержательное определение феномена русской школы в современных условиях жизнедеятельности Российской Федерации. |
Ключевые слова: |
русская школа, русская национальная
школа, актуализация идеи, культурное наследие, русский
народ, национальная культура, национальное самосознание, воспитательно-образовательная среда, гуманизация,
образование, принципы, результат |
Как цитировать статью: |
Алмазова И. Г., Числова С. Н. Актуализация идеи создания и развития русской школы в современной России // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 448—453. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.60.371. |