PDF: |
|
Автор(ы): |
Беляева О. А. |
Номер журнала: |
3(60) |
Месяц и год выхода: |
августа 2022 |
Аннотация: |
Материалы представленного исследования базируются на идеях гуманистической педагогики и психологии и системно-деятельностном подходе как ключевых векторах функционирования современной системы общего образования. Требования федерального государственного образовательного стандарта в области формирования личностных образовательных результатов обучающихся обозначают высокую заинтересованность государства и общества в формировании системы значимых социальных приоритетов подрастающего поколения. Практика организации психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в школе четко обозначает необходимость построения системы мониторинговых исследований, способных дать актуальную объективную информацию о специфике ценностных выборов современных школьников в складывающейся ситуации значительной нормативно-правовой нестабильности и разрушения связей между поколениями. В публикации отражен опыт работы автора в указанном направлении. Материалы статьи отражают результаты многолетнего эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков на всем протяжении данного возрастного периода. На основании опроса обучающихся в возрасте от 12 до 17 лет представлено описание изменения их ценностного отношения к ряду значимых объектов в соответствии с группами личностных результатов, выделенных в образовательных стандартах; охарактеризованы выявленные тенденции и описана динамика становления системы представлений подростков о ценности окружающего мира, взаимоотношений с другими людьми, о самом себе как о развивающейся личности; дана оценка устойчивости формирующегося ценностно-ориентационного пространства и степени ее зависимости от внешних обстоятельств. Статья вносит вклад в понимание современных особенностей развития подросткового сообщества, с учетом выявленной актуальной ситуации позволяет обозначить значимые направления психолого-педагогической поддержки школьников в становлении их представлений о мире и себе как субъекте жизнедеятельности. |
Ключевые слова: |
подросток, старшеклассник, выбор,
ценности, ценностные ориентации, система приоритетов, устойчивость, ситуативность, основная школа,
средняя школа, личностные образовательные результаты,
мониторинг |
Как цитировать статью: |
Беляева О. А. Формирование ценностных ориентаций современных подростков: опыт эмпирического исследования // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 437—443. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.60.367. |