https://vestnik.volbi.ru/

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БАЗОВЫМ КАТЕГОРИЯМ КОММУНИКАТИВНОГО КОДЕКСА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Емельянова О. Б.
Номер журнала: 3(60) Месяц и год выхода: августа 2022
Аннотация:

В статье описана система методического сопровождения процесса обучения студентов-нефилологов дисциплине «Языковая коммуникация в профессиональной сфере на русском языке». Научная новизна исследования заключается в расширении представления о возможностях методического сопровождения студентов-нефилологов в процессе обучения таким базовым категориям коммуникативного кодекса, как коммуникативная цель и коммуникативное намерение, освоение которых направленно на эффективность вербальной деловой коммуникации с точки зрения коммуникативной культуры, реализацию языкового потенциала, повышение мотивации к самосовершенствованию личностной лингвистической культуры. Цель исследования — раскрыть содержание методики обучения в неязыковом вузе базовым категориям коммуникативного кодекса (коммуникативной цели и намерению), которая отличается эффективностью при формировании осознанного использования норм речевого общения, позволяет повысить успешность взаимодействия в деловой сфере. Для достижения этой цели в Донском государственном аграрном университете реализуется система обучения, которая позволяет научить обучающихся деловому целеполаганию и способам языкового воплощения коммуникативного намерения. Эта система состоит из следующих этапов: изучение теории речевых актов Дж. Р. Серля; обучение специфике языковой стереотипизации в деловой сфере; обучение на «отрицательном» языковом материале; практика деловой коммуникации. Автор описывает обучающие формы, которые носят практико-ориентированный характер: лингвистический эксперимент, учебные дискуссии, создание вопросника для интервью с профессионалом, учебный диалог, деловые игры. Представленная методическая система работы помогает повысить степень осознанного, мотивированного отношения к процессу коммуникации, устремленность обучающихся к речевому самосовершенствованию.

Ключевые слова:

коммуникативная цель, коммуникативное намерение, коммуникативный кодекс, речевое поведение, деловая коммуникация, формирование коммуникативных умений, вербальная коммуникация, развитие языковой личности, языковая коммуникация, профессиональная коммуникация, речевое саморазвитие, нормы речевого общения

Как цитировать статью:

Емельянова О. Б. Методическое сопровождение процесса обучения базовым категориям коммуникативного кодекса в неязыковом вузе // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 457—463. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.60.373.