https://vestnik.volbi.ru/

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Киселева Т. Г.
Номер журнала: 3(60) Месяц и год выхода: августа 2022
Аннотация:

В данной статье представлены результаты эмпирического исследования педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Компетенция родителей оценивалась по степени адекватности уровня оценки развития ребенка. При этом оценка родителей сравнивалась с оценками специалистов. Диагностика детей осуществлялась по разработанной карте наблюдений, включающей в себя четырнадцать направлений, среди которых ключевыми выступают оценка речевого развития, сформированность конструктивных действий, уровень сенсорного развития, коммуникативные умения взаимодействия со сверстниками и взрослыми, оценка развития эмоционально-волевой сферы и др. Результаты сравнительного анализа показали тенденцию родителей преувеличивать уровень развития своего ребенка и не замечать признаки отставания в развитии или симптомы нарушенного развития в таких сферах, как сенсорное и познавательное развитие, эмоционально-волевая сфера. Зато переживания и тревога по поводу уровня речевого развития ребенка являются преувеличенными: родители ожидают от ребенка раннего возраста речевых проявлений, которые значительно превосходят возрастную норму. По мнению автора, этот факт является ведущей причиной того, что родители не обращаются или несвоевременно обращаются за помощью к специалистам, упуская сенситивные периоды развития ребенка и возможности формирования компенсаторных механизмов. По итогам исследования выявлен низкий уровень педагогической компетенции родителей, что подтверждает необходимость работы с ними по оказанию ранней помощи и сопровождению семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста. Полученные результаты легли в основу программы повышения родительской компетентности, которая поможет родителям грамотно и гармонично организовать пространство, способствующее всестороннему развитию ребенка раннего возраста.

Ключевые слова:

ранняя помощь, дети раннего возраста, нервно-психическое развитие детей, диагностика, карта наблюдений, оценка речевого развития, сформированность конструктивных действий, уровень сенсорного развития, коммуникативные умения, оценка развития эмоционально-волевой сферы, педагогическая компетентность родителей

Как цитировать статью:

Киселева Т. Г. Педагогическая компетентность родителей детей раннего возраста // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 365—370. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.60.334.