https://vestnik.volbi.ru/

ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: КОЛЛЕКТИВ ИЛИ КОМАНДА?

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Амосова Т. В.
Номер журнала: 3(64) Месяц и год выхода: августа 2023
Аннотация:

В статье анализируется телеологическая переориентация системы высшего образования Российской Федерации с обеспечения конкурентоспособности выпускников российской высшей школы на мировом рынке труда на реализацию национальных интересов России, что настоятельно требует в процессе подготовки специалистов с высшим образованием наряду с формированием профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение выпускником трудовых функций, формировать у них такие универсальные компетенции, которые позволят воспитать специалиста, разделяющего основополагающие ценности российского общества. Проведенный анализ действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования позволил сделать вывод о том, что универсальные компетенции, предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартами, с точки зрения их перечня, структуры и содержания находятся в определенном методологическом противоречии с поставленной целью сформировать систему образования, отвечающую национальным интересам, в связи со сменой ценностной основы образовательной деятельности. Ценностные основания универсальных компетенций в действующих образовательных стандартах выявлялись на основе методов компонентного, семантико-когнитивного анализа. Метод обобщения словарных дефиниций позволил выявить аксиологический компонент универсальной компетенции «Командная работа и лидерство». Автор приходит к выводу о том, что перечень, структура и содержание универсальных компетенций, которые направлены на формирование метапрофессиональных личностных качеств, во многом не соответствуют задачам, которые стоят перед отечественной высшей школой, и нуждаются в пересмотре. Суть назревшей реформации заключается в выработке педагогическим сообществом экспертной оценки ценностных оснований универсальных компетенций и необходимости нормативного закрепления — в федеральных государственных образовательных стандартах — запроса общества в высококвалифицированных кадрах, способных к трудовой деятельности в интересах российского общества и государства.

Ключевые слова:

высшее образование, универсальные компетенции, воспитание, федеральные государственные образовательные стандарты, ценности, национальные интересы, общечеловеческие ценности, мировоззрение, личностные качества, коллектив, команда, лидерство

Как цитировать статью:

Амосова Т. В. Ценностная основа воспитания в контексте компетентностного подхода: коллектив или команда? // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64). С. 532—536. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.771.