https://vestnik.volbi.ru/

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Арбузова Е. Н., Полещук П. В., Шуликова Т. Н.
Номер журнала: 3(64) Месяц и год выхода: августа 2023
Аннотация:

В статье рассматриваются особенности организации учебно-воспитательной работы с обучающимися общеобразовательных организаций с привлечением натуральных объектов — комнатных растений. Комнатные растения, как живые, так и обработанные объекты (гербарии, сухие коллекции и пр.), используются в образовательном процессе биологии в качестве: демонстрационных средств, для организации и реализации опытно-экспериментальных работ обучающимися, как элементы экологизации образовательной среды, насыщения ее объектами живой природы. Вскрываются основные проблемы по активному привлечению комнатных растений в образовательный процесс в условиях дистанционного и смешанных форматов обучения. В качестве примера использования комнатных растений при обучении биологии представлены разработки учебного занятия по теме «Экологические группы растений», реализованные в рамках факультатива «Комнатное цветоводство». Факультатив был адресован учащимся 6 и 7 классов и проходил в условиях как очного, так и дистанционно форматов обучения в течение 2020—2022 учебных годов. Приводится сравнительный анализ использования методических разработок этого учебного занятия и его влияния на формирование предметных образовательных результатов, базовых исследовательских действий при реализации учащимися проектной деятельности, повышения их мотивации к обучению биологии. Особое внимание в статье уделяется методической разработке учебного занятия практикоориентированного характера, в ходе которого учащимися была реализована проектная деятельность по подбору комнатных растений в соответствии с заявленными условиями, в определении принадлежности этих живых объектов к экологическим группам в соответствии с адаптационными особенностями. Представленные разработки могут быть рекомендованы к внедрению в процесс обучения биологии и экологии.

Ключевые слова:

образовательный процесс, очный формат обучения, дистанционный формат обучения, смешанный формат обучения, демонстрационный объект, натуральные средства обучения, обработанные объекты живой природы, комнатные растения, экологические группы растений, адаптации растений, экологизация среды

Как цитировать статью:

Полещук П. В., Арбузова Е. Н., Шуликова Т. Н. Использование комнатных растений в общеобразовательном процессе обучения биологии // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64). С. 383—387. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.706.