PDF: |
|
Автор(ы): |
Ирхин В. Н., Макотрова Г. В., Шеховская Н. Л. |
Номер журнала: |
3(64) |
Месяц и год выхода: |
августа 2023 |
Аннотация: |
Осмысление связи реализуемого типа обучения с возникновением школьной тревожности актуально для дидактических исследований и практики обучения. Исследовательское обучение рассматривается как личностно ориентированное обучение, в котором поиск школьником нового знания наделен личностным смыслом и превращается в процесс творческого саморазвития. Целью исследования явилось изучение возможностей исследовательского обучения снижать школьную тревожность. Авторами было выдвинуто предположение о том, что исследовательское обучение является здоровьесберегающим, т. к. направлено на творческую самореализацию личности школьника. В ходе исследования использовались экспертная оценка основного результата исследовательского обучения — исследовательского потенциала школьников, измерения школьной тревожности, метод цифрового математического моделирования для поиска максимального числа корреляций между показателями исследовательского потенциала школьников и факторами школьной тревожности, моделирующий эксперимент. В результате исследования построена последовательность из убывающих по силе негативного влияния на обучаемость школьников факторов школьной тревожности, выделены показатели исследовательского потенциала школьников, которые в наибольшей мере испытывают негативное влияние возникшей школьной тревоги, показано наиболее сильное влияние страха самовыражения на исследовательский потенциал школьников, установлена тесная взаимосвязь эмоционального благополучия школьников с оперативной оценкой возникающих у школьников в ходе познания барьеров. Представленные педагогические условия снижения школьной тревожности в исследовательском обучении могут быть использованы для разработки педагогических технологий поискового обучения, обеспечивающих творческую самореализацию школьников. Дальнейшие исследования возможностей исследовательского обучения снижать школьную тревожность могут быть связаны с оценкой эмоционального благополучия школьников и меры реализации составляющих исследовательского потенциала школьников в различных учебных ситуациях. |
Ключевые слова: |
исследовательское обучение, исследовательский потенциал, школьники, субъектность, школьная тревожность, здоровьесберегающий урок, творческое
саморазвитие, познавательный барьер, учебная ситуация,
эмоциональное отношение |
Как цитировать статью: |
Макотрова Г. В., Ирхин В. Н., Шеховская Н. Л. Исследовательское обучение школьников как фактор
снижения школьной тревожности // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64). С. 488—492. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.742. |