PDF: |
|
Автор(ы): |
Гридасова Е. А., Сафонова Т. В., Шеломенцев В. Н., Широкорад И. И. |
Номер журнала: |
3(64) |
Месяц и год выхода: |
августа 2023 |
Аннотация: |
В научной статье представлены результаты проведенного авторами исследования организационно-педагогических условий, влияющих на эффективность интеграции людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в профессиональную и образовательную среду, на производственную и социально-трудовую адаптацию. Были систематизированы факторы сдерживания, в том числе неготовность образовательных организаций к реализации инклюзивного образования, в которых особое внимание должно уделяться созданию инклюзивной образовательной среды и пространства. Важным условием эффективного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ является разработка индивидуальной программы профессиональной реабилитации (абилитации) обучающегося в образовательной организации, проект которой предложили авторы. Сделан вывод о необходимости научного психолого-педагогического обоснования, моделирования, разработки и внедрения учебно-реабилитационной системы профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ. Высказано убеждение в том, что эффективность практики сопровождения инклюзивного образовательного процесса обусловливается междисциплинарным взаимодействием различных специалистов, единством психолого-педагогических подходов, разработанных для каждого студента с учетом индивидуальных психофизиологических факторов, интеллектуально-мнестических и эмоционально-мотивационных особенностей. Важно также обеспечить доступность в получении нуждающимися лицами и их семьями информации в адаптированной форме о мерах по профессиональной реабилитации и абилитации, реализуемых в образовательной организации. Необходимо осуществлять консультирование обучающихся и их законных представителей по вопросам преодоления трудностей обучения и профилактике академических рисков у студентов. Подчеркнем, что интеграция лиц с ограниченными возможностями и инвалидов во время производственных практик обеспечивает эффективную профессиональную деятельность после обучения. |
Ключевые слова: |
образование, инклюзия, противоречия,
инвалиды, ограниченные возможности, здоровье, профессия,
реабилитация, индивидуальная программа, условия, обучение |
Как цитировать статью: |
Гридасова Е. А., Сафонова Т. В., Широкорад И. И., Шеломенцев В. Н. Организационно-педагогические условия профессиональной реабилитации обучающихся в среднем профессиональном и высшем образовании //
Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64). С. 307—310. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.674. |