https://vestnik.volbi.ru/

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ГУМАНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И УСЛОВИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Гусевская О. В., Зайцева О. Ю.
Номер журнала: 3(64) Месяц и год выхода: августа 2023
Аннотация:

Проблема подготовки будущих педагогов к экспертизе образовательной среды осложняется недостаточной разработанностью теории и методологии экспертизы образовательной среды дошкольного учреждения. Целью статьи стало определение особенностей готовности педагогов к организации и проведению гуманитарной экспертизы качества образовательной среды и выявление специфики управления данным процессом. Изложение материалов исследования опирается на исследования по теории и методологии педагогической экспертизы (И. И. Ашмарина, С. Л. Братченко, А. Д. Майданского, Е. Г. Юдиной), а также теоретических основ профессионального становления (И. В. Плаксиной, Т. В. Натальиной). На основе системной методологии логически обоснованы признаки и показатели готовности будущих педагогов к экспертизе образовательной среды, что является основой уровневой дифференциации готовности и определения индивидуальных траекторий ее формирования и саморазвития. В практической части исследования авторами обоснованы специфические черты взаимосвязи компонентов готовности будущих педагогов: 1) два показателя операционально-деятельностного компонента — «умение использовать цифровые инструменты для проведения гуманитарной экспертизы образовательной среды» и «способность отбирать инструмент, релевантный для экспертизы качества образовательной среды» — тесно взаимосвязаны с показателем ценностно-смыслового компонента «стремление к развитию экспертных компетенций в гуманитарной парадигме образования»; 2) недостаточно высокий индекс показателей рефлексивного компонента — от 0,22 до 0,16 — подтверждает предположение о дефиците содержательных курсов в обучении, нацеленных на развитие рефлексивных способностей обучающихся, как важной составляющей успешности экспертной деятельности в образовании. Методический инструментарий исследования включает анкетирование, контент-анализ, корреляционный анализ, моделирование. Мы сочли целесообразным использовать адаптированные диагностические методики, описанные в работах Е. Г. Юдиной, К. И. Чепуровой, В. А. Ясвина. Результаты исследования могут быть основанием для проведения специальной работы по созданию педагогических условий для формирования опыта гуманитарной экспертизы качества образовательной среды с учетом выявленных профессиональных дефицитов.

Ключевые слова:

готовность педагогов, образовательная среда, гуманитарная экспертиза среды, методическая подготовка будущих педагогов, гуманитарная парадигма образования, ценностно-смысловой компонент готовности, операционально-деятельностный компонент готовности, рефлексивный компонент готовности, методический инструментарий, оценка, корреляция

Как цитировать статью:

Зайцева О. Ю., Гусевская О. В. Подготовка будущих педагогов к гуманитарной экспертизе образовательной среды дошкольного учреждения и условия ее формирования // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64). С. 508—512. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.750.