https://vestnik.volbi.ru/

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В СТАНОВЛЕНИИ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Захарова Л. М., Тимошина И. Н.
Номер журнала: 3(64) Месяц и год выхода: августа 2023
Аннотация:

В статье определена актуальность проблемы развития функциональной грамотности, которая рассмотрена на разных уровнях, определены особенности ее формирования в период дошкольного детства. Формирование функциональной грамотности в дошкольном возрасте целесообразно рассматривать в общем контексте процесса накопления детьми социокультурного опыта и развития субъектной позиции. Информационную культуру авторы статьи рассматривают в качестве интегративного качества личности, которое характеризуется умением ребенка находить информацию в различных источниках, хранить и «работать» с ней. Информационная культура детей старшего дошкольного возраста характеризуется развитием личностных качеств, позволяющих ребенку проявлять активность, осознанно относиться к познаваемому, преобразовывать получаемые знания в своей деятельности. В структуре информационной культуры старшего дошкольника выделяют когнитивный, мотивационный, деятельностный и креативный компоненты. В статье представлены результаты проведенной диагностики по сформированности показателей информационной культуры. Результаты вводной диагностики показали преобладание среднего и низкого уровня развития информационной культуры детей, с преобладанием в развитии показателей когнитивного и мотивационного компонента. В материалах представлена технология формирования информационной культуры детей старшего дошкольного возраста, которая включает ориентационный этап, цель которого связана с развитием умений находить и определять источники информации; этап восприятия (получения информации), ориентированный на развитие умений обобщать, систематизировать, сравнивать; этап обработки информации (подражательно-исполнительный), направленный на развитие исследовательских умений, умений применять полученные знания в разных видах деятельности детей; этап преобразования, главная задача которого связана с развитием творчества детей, инициативы и самостоятельности.

Ключевые слова:

старший дошкольный возраст, функциональная грамотность, информационная культура, технология, развивающая образовательная среда, диагностика, предпосылки, практические методы, социальное развитие, компоненты информационной культуры, социокультурные условия

Как цитировать статью:

Захарова Л. М., Тимошина И. Н. Роль информационной культуры старшего дошкольника в становлении предпосылок функциональной грамотности // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64). С. 547—552. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.773.