https://vestnik.volbi.ru/

ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РЕЧЕВЫМ СТРАТЕГИЯМ И ТАКТИКАМ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Кобяшева Д. С., Кусова М. Л.
Номер журнала: 3(64) Месяц и год выхода: августа 2023
Аннотация:

Высокие требования к уровню развития коммуникативных умений современного школьника обусловили проблему данного исследования, заключающуюся в необходимости определения базовых условий для их развития. Обозначенная проблема в разрезе требований к результатам освоения основного общего образования конкретизируется в цели исследования как определение технологии развития коммуникативных умений обучающихся в основной школе. Теоретико-методологической основой исследования является теория речевых жанров, положения, представляющие развитие коммуникативных умений у школьников, а также положения, раскрывающие реализацию речевых стратегий и тактик в текстах публицистических жанров. В качестве основного результата исследования сформулированы ключевые положения обучения школьников речевым стратегиям и тактикам, осуществляемого в процессе создания ими выпуска школьной газеты. Элементы научной новизны результатов исследования составляют сформулированные принципы обучения: развитие коммуникативных умений и навыков и коммуникативных универсальных действий связано с овладением речевыми стратегиями и тактиками; овладению речевыми стратегиями и тактиками возможно способствовать посредством организованной работы с публицистическими текстами в процессе выпуска обучающимися школьной газеты. Теоретическую значимость результатов исследования составляют предложенные принципы обучения речевым стратегиям и тактикам, отмеченные виды учебных коммуникативных ситуаций. Практическая значимость результатов исследования обеспечивается предложенными методами обучения речевым стратегиям и тактикам при работе с текстами публицистических жанров. Содержательные выводы исследования: развитие у обучающихся основной школы коммуникативных умений и навыков и коммуникативных универсальных учебных действий связывается с овладением речевыми стратегиями и тактиками; овладение речевыми стратегиями и тактиками можно организовать посредством работы с публицистическими текстами; овладение речевыми стратегиями и тактиками должно реализовываться в такой актуальной сегодня для школьника деятельности, как создание собственной школьной газеты.

Ключевые слова:

развитие коммуникативных умений обучающихся, технологии развития коммуникативных умений, развитие коммуникативных универсальных учебных действий, речевые стратегии и тактики, обучение речевым стратегиям и тактикам, методы обучения речевым стратегиям и тактикам, учащиеся основной школы, коммуникативная ситуация, публицистические тексты, публицистические жанры, создание школьной газеты

Как цитировать статью:

Кусова М. Л., Кобяшева Д. С. Школьная газета как инструмент обучения школьников речевым стратегиям и тактикам // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64). С. 513—518. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.754.