https://vestnik.volbi.ru/

ВОСПИТАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Карпова С. И., Савенкова Т. Д.
Номер журнала: 3(64) Месяц и год выхода: августа 2023
Аннотация:

В настоящее время в отечественном образовании сформировался запрос на воспитание у детей и подростков социально значимых личностных качеств (гражданской идентичности, патриотизма, социальной инициативы, целеустремленности, самостоятельности, ответственности и др.), которые в совокупности образуют потенциал позитивного лидера. В научных исследованиях детское лидерство рассматривается как динамический процесс взаимодействия детей в малой группе, внутри которой под влиянием внешних и внутренних факторов выделяется ребенок, владеющий личностными качествами, необходимыми для управления группой и достижения общих групповых целей жизнедеятельности. Лидерские проявления детей часто имеют негативный характер (демонстрация превосходства над сверстниками, стремление подчинить их, используя агрессивность, обман и т. д.), что обусловливает необходимость разработки содержания воспитательной работы, направленной на воспитание у детей позитивных лидерских качеств. Старший дошкольный возраст характеризуется важными новообразованиями (развитие соподчинения мотивов, эмоционально-волевой сферы, образного мышления, способствующего идентификации себя с образом лидера; потребность в признании собственных достижений и уважении окружающих и др.), что позволяет сделать вывод о сензитивности данного возрастного периода для воспитания лидерских качеств. Цель исследования: на основе результатов анализа зарубежного и отечественного опыта изучения феномена детского лидерства разработать программу воспитания позитивных лидерских качеств у старших дошкольников в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Научная новизна исследования заключается в том, что на основе выявленных психологических механизмов формирования у индивида желаемых качеств личности определен педагогический алгоритм воспитания позитивных лидерских качеств детей в старшем дошкольном возрасте. Теоретическая значимость состоит в разработке методики и программы воспитания позитивных лидерских качеств у старших дошкольников посредством усвоения ими социально значимых знаний, формирования личностно-ценностного к ним отношения, приобретения опыта лидерского поведения в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, навыков общения и социального взаимодействия в разновозрастных детско-взрослых общностях в процессе волонтерской деятельности.

Ключевые слова:

старшие дошкольники, детское лидерство, воспитание позитивных лидерских качеств, образовательная программа, совместная деятельность со сверстниками и взрослыми, волонтерская деятельность, потенциал позитивного лидера, зарубежный и отечественный опыт, воспитательная работа, педагогический алгоритм, навыки общения и взаимодействия, социально значимые качества личност

Как цитировать статью:

Карпова С. И., Савенкова Т. Д. Воспитание позитивных лидерских качеств у детей в старшем дошкольном возрасте // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3(64). С. 397—403. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.64.714.