https://vestnik.volbi.ru/

ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ СТРАТЕГИЯМ И ТАКТИКАМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Кобяшева Д. С., Кусова М. Л.
Номер журнала: 3(68) Месяц и год выхода: августа 2024
Аннотация:

Необходимость развития у современного школьника коммуникативных умений и навыков, неразрывно связанных с умениями и навыками применения речевых стратегий и тактик, обусловливает актуальность исследования обучения речевым стратегиям и тактикам на уроках русского языка в основной школе. Обозначенная тема конкретизирована в цели исследования как определение методического потенциала учебников по русскому языку для 5—9 классов для овладения речевыми стратегиями. Гипотеза исследования заключается в том, что методический потенциал учебников в этом аспекте может быть недостаточен. Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения, представляющие развитие коммуникативных умений у школьников, системно-деятельностный, компетентностный и личностно ориентированный подходы в обучении. Представлен анализ методического аппарата учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. по русскому языку для 5—7 классов, С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др. для 8—9 классов в разрезе обеспечения условий овладения речевыми стратегиями и тактиками. В качестве основного результата исследования представлена методика оценивания направленности учебного пособия на овладение речевыми стратегиями и тактиками, сформулированы выводы о методическом потенциале учебника. Содержательные выводы исследования: направленность заданий учебника на работу обучающегося с речевыми стратегиями незначительная; обеспечены условия для овладения только речевыми стратегиями, необходимыми для успешного прохождения ОГЭ по русскому языку; перед педагогом стоит задача самостоятельно дополнить методический аппарат учебника. Статья может быть интересна в рамках исследования путей развития коммуникативных умений и навыков школьников. В качестве направления дальнейшего исследования видится поиск эффективного способа развития умений и навыков применения речевых стратегий и тактик в основной школе.

Ключевые слова:

коммуникативные универсальные учебные действия, коммуникативные умения и навыки, развитие коммуникативных универсальных учебных действий, развитие коммуникативных умений и навыков, обучающиеся на уровне основного общего образования, методический аппарат учебников по русскому языку, речевая стратегия, речевая тактика, обучение речевым стратегиям и тактикам, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / ФГОС ООО, образовательные результаты

Как цитировать статью:

Кусова М. Л., Кобяшева Д. С. Обучение речевым стратегиям и тактикам на уроках русского языка на уровне основного общего образования // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 3(68). С. 511—515. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.68.1090.