PDF: |
|
Автор(ы): |
Кобяшева Д. С., Кусова М. Л. |
Номер журнала: |
3(68) |
Месяц и год выхода: |
августа 2024 |
Аннотация: |
Необходимость развития у современного школьника коммуникативных умений и навыков, неразрывно связанных с умениями и навыками применения речевых стратегий и тактик, обусловливает актуальность исследования обучения речевым стратегиям и тактикам на уроках русского языка в основной школе. Обозначенная тема конкретизирована в цели исследования как определение методического потенциала учебников по русскому языку для 5—9 классов для овладения речевыми стратегиями. Гипотеза исследования заключается в том, что методический потенциал учебников в этом аспекте может быть недостаточен. Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения, представляющие развитие коммуникативных умений у школьников, системно-деятельностный, компетентностный и личностно ориентированный подходы в обучении. Представлен анализ методического аппарата учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. по русскому языку для 5—7 классов, С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др. для 8—9 классов в разрезе обеспечения условий овладения речевыми стратегиями и тактиками. В качестве основного результата исследования представлена методика оценивания направленности учебного пособия на овладение речевыми стратегиями и тактиками, сформулированы выводы о методическом потенциале учебника. Содержательные выводы исследования: направленность заданий учебника на работу обучающегося с речевыми стратегиями незначительная; обеспечены условия для овладения только речевыми стратегиями, необходимыми для успешного прохождения ОГЭ по русскому языку; перед педагогом стоит задача самостоятельно дополнить методический аппарат учебника. Статья может быть интересна в рамках исследования путей развития коммуникативных умений и навыков школьников. В качестве направления дальнейшего исследования видится поиск эффективного способа развития умений и навыков применения речевых стратегий и тактик в основной школе. |
Ключевые слова: |
коммуникативные универсальные
учебные действия, коммуникативные умения и навыки, развитие коммуникативных универсальных учебных действий,
развитие коммуникативных умений и навыков, обучающиеся на уровне основного общего образования, методический
аппарат учебников по русскому языку, речевая стратегия,
речевая тактика, обучение речевым стратегиям и тактикам, Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования / ФГОС ООО,
образовательные результаты |
Как цитировать статью: |
Кусова М. Л., Кобяшева Д. С. Обучение речевым стратегиям и тактикам на уроках русского языка на уровне основного общего образования // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 3(68). С. 511—515. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.68.1090. |