PDF: |
|
Автор(ы): |
Букина Н. Н., Малькова Е. Г. |
Номер журнала: |
3(68) |
Месяц и год выхода: |
августа 2024 |
Аннотация: |
В статье представлен комплексный анализ содержания и значения дискурсивного подхода в профессиональной подготовке специалистов для судебной системы. Актуальность исследования обоснована необходимостью поиска междисциплинарных и инновационных средств в методологии современного образования, удовлетворяющих компетентностным установкам в структуре основных профессиональных образовательных программ, а также социальным запросам государства и общества к системе образования. Определено, что финализированная компетентность специалистов для судебной системы должна включать в себя ряд умений и навыков когнитивно-дискурсивной направленности, заключающихся в способности раскрыть глубинный смысл явлений и процессов, свойственных правовому полю. В связи с этим целесообразность применения дискурсивного анализа в качестве метода обучения при подготовке будущих судейских кадров обосновывается тем, что с его помощью возможно уяснить контекстуальный (ситуационный) подтекст, а следовательно — выйти за рамки узкого представления о праве как о совокупности законодательных норм. Для подтверждения гипотезы о применимости дискурсивного анализа в профессиональной подготовке специалистов для судебной системы авторами работы исследуются понятия «дискурс», «профессиональный дискурс», «дискурсивный анализ» и их соотношение. В ходе исследования также определены свойства юридического (судебного) дискурса: институциональность, перформативность, аргументативность, эвиденциальность, интертекстуальность. Указанные понятия и свойства проанализированы в разрезе суждений философской, филологической, правовой и педагогической теории. В стремлении к достижению конкретных результатов авторами составлен план дискурсивного анализа судебного решения как учебного задания. В заключение отмечается, что диалектический анализ входит в актуальный стандарт высококвалифицированной работы в цикле задач судебной деятельности и отвечает динамике развития современных правоотношений, а также вызовам профессии. |
Ключевые слова: |
высшее образование, дискурсивный
анализ, интертекстуальность, компетентностный подход, контекстуализм, методология образования, педагогическая герменевтика, судебный дискурс, толкование правовых норм, юридическое образование |
Как цитировать статью: |
Малькова Е. Г., Букина Н. Н. Содержание и значение дискурсивного анализа в профессиональной
подготовке специалистов для судебной системы // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 3(68). С. 395—399. DOI: 10.25683/
VOLBI.2024.68.1066. |