PDF: |
|
Автор(ы): |
Кукушкина А. Г., Певзнер М. Н. |
Номер журнала: |
3(68) |
Месяц и год выхода: |
августа 2024 |
Аннотация: |
В исследовании обоснованы содержательные и организационные аспекты системы творческих профессиональных испытаний для предпрофессионального и профессионального отбора будущих педагогов. Обоснована актуальность проведения творческих испытаний в соответствии с требованиями современной системы образования к личности и профессиональной направленности учителя. На основе интервью с выпускниками и членами экзаменационной комиссии обобщен опыт проведения творческого экзамена при наборе студентов на Психолого-педагогический факультет Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (НовГУ) в 1993—2004 гг. по специальности «Иностранный язык» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология», который получил продолжение при аттестации старшеклассников, обучающихся в университетских психолого-педагогических классах при НовГУ в 2022—2024 гг. Описаны процедуры проведения экзамена (презентация индивидуального творчества с профессиональной пробой, предъявление портфолио, решение психолого-педагогической задачи и др.). Обозначены вызовы и проблемные моменты при проведении творческих экзаменов (возможность субъективной оценки, недостаточная регламентация процедуры оценивания). Участниками исследования обозначена актуальность проведения творческого экзамена (целенаправленный отбор студентов с выраженной педагогической направленностью, возможность продемонстрировать свои личностные качества и ценностные установки, мотивационно-ориентирующий характер экзамена). Приведены результаты анкетирования с учениками психолого-педагогических классов, подтверждающие актуальность проведения творческих испытаний. На основе проанализированных данных представлена модель проведения творческих профессиональных испытаний для отбора студентов на педагогические направления подготовки. Раскрыты блоки модели: концептуальный (цель, задачи, методологические подходы и принципы организации деятельности), методический (содержание экзаменационных заданий, методы и формы проведения испытаний), организационно-технологический (алгоритм и условия проведения вступительных испытаний) и оценочно-результативный (параметры и критерии оценивания, результаты и эффекты). |
Ключевые слова: |
творческий экзамен, творческие профессиональные испытания, вступительные испытания, профессиональная проба, решение педагогических задач, педагогическое образование, предпрофессиональное педагогическое образование, психолого-педагогические классы, профессиональная
ориентация, педагогическая направленность, профессионально-педагогическая направленность, будущие педагоги |
Как цитировать статью: |
Кукушкина А. Г., Певзнер М. Н. Творческие испытания в системе предпрофессионального и профессионального отбора будущих педагогов // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 3(68). С. 443—450. DOI: 10.25683/
VOLBI.2024.68.1060. |