https://vestnik.volbi.ru/

ВАЛИДНОСТЬ ДИАГНОСТИК УРОВНЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Павленкович О. Б., Шушунова В. А.
Номер журнала: 3(68) Месяц и год выхода: августа 2024
Аннотация:

Авторы акцентируют внимание на необходимости развития изобразительных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). В статье раскрывается актуальность и критериальная рамка валидности диагностик, позволяющих определить уровень изобразительных навыков у данной категории детей. Раскрыто понятие валидности диагностики. Отражены особенности подбора диагностик, определяющих уровень развития у детей с ЗПР изобразительных навыков. В контексте вопроса рассмотрена специфика образовательного процесса обучения изобразительному искусству детей, имеющих ЗПР. Освещены индивидуальные характеристики учащихся в познавательной, эмоциональной, сенсорной и моторной сферах. Основная задача исследования состоит в обосновании необходимости применения при оценке творческих работ по изобразительному искусству детей младшего школьного возраста с ЗПР конкретизированной критериальной рамки валидности применяемых диагностик анализа в целях достижения достоверных объективных результатов. Особое внимание уделяется проблеме валидности данных методик. Авторами, при учете индивидуальных психоэмоциональных проявлений младших школьников с ЗПР, определены основные требования и особенности обучения. Отражена актуальность подбора оптимальных и валидных методик диагностирования изобразительных навыков. Изучена специфика феномена «валидные диагностики», рассмотрены основные характеристики и определены критерии отбора валидных диагностик, определяющих уровень развития изобразительных навыков у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Предложенные авторами критерии основывались на принципах организации и проведения диагностик психоэмоционального состояния ребенка, разработанных Джоном Буком («Дом — Дерево — Человек»), а также Леонидом Абрамовичем Венгером («Красивый рисунок»).

Ключевые слова:

диагностика, познавательная сфера, валидность методик, валидность диагностики уровня развития, теоретическая валидизация, изобразительные навыки, психоэмоциональные особенности, особенности восприятия, особенности обучения детей с задержкой психического развития, критериальная рамка

Как цитировать статью:

Шушунова В. А., Павленкович О. Б. Валидность диагностик уровня изобразительных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 3(68). С. 494—498. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.68.1077.