PDF: |
|
Автор(ы): |
Данилова В. Л., Елизарова Е. М., Карастелев В. Е. |
Номер журнала: |
4(53) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2020 |
Аннотация: |
В настоящее время все больше людей начинают разделять идеи образования на всем протяжении жизни (lifelong learning). Многие сталкиваются с необходимостью в течение жизни не только повышать квалификацию, но и менять профессию и сферу деятельности. В связи с увеличением продолжительности активной жизни во всем мире возникла проблема занятости людей предпенсионного и пенсионного возраста. Часть из них тоже готова учиться — как для освоения новых возможностей заработка, так и для удовлетворения своих познавательных и интеллектуальных потребностей. Однако не только школьники и студенты, но и взрослые люди, как правило, не готовы к разработке собственной образовательной программы, учитывающей их индивидуальные склонности и особенности жизненной ситуации. В статье обсуждается необходимость и возможность использования метода интерактивного вопрошания при тьюторском сопровождении образования взрослых. Особое внимание уделено современным представлениям о роли вопрошания в образовательном процессе и проблемах, связанных с его использованием в тьюторской деятельности. Введено представление о трех наиболее актуальных для организации процесса самообразования содержательных направлениях вопрошания. Описана подготовка студентов тьюторской магистратуры Московского городского педагогического университета к сопровождению слушателей Серебряного университета, разработанная на основе метода интерактивного вопрошания, и представлены результаты последующей работы студентов. Опыт использования студентами методов интерактивного вопрошания в проведении тьюторских сессий со слушателями Серебряного университета подтверждает, что эти методы применимы и эффективны в работе с людьми предпенсионного и пенсионного возраста. Постановка ими в ситуации неопределенности своих собственных вопросов повышает заинтересованность в образовательном содержании, помогает им преодолеть растерянность и тревогу, актуализировать собственный опыт решения проблем и начать действовать самостоятельно. |
Ключевые слова: |
образование взрослых, образование
на протяжении жизни, самообразование, индивидуализация, индивидуальный образовательный маршрут, тьютор,
тьюторское сопровождение, вопрос, интерактивное вопрошание, техники вопрошания. |
Как цитировать статью: |
Данилова В. Л., Карастелев В. Е., Елизарова Е. М. Опыт подготовки тьюторов к работе со слушателями Серебряного университета // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 424–429. DOI: 10.25683/VOLBI.2020.53.402. |