PDF: |
|
Автор(ы): |
Богоудинова Р. З. |
Номер журнала: |
4(57) |
Месяц и год выхода: |
ноября 2021 |
Аннотация: |
Высшая школа является институтом развития общества, региона, страны и их социальной стабильности, поэтому необходимо оценивать компетентность всех участников образовательного процесса. Актором, непосредственно вовлеченным в данный процесс, является профессорско-преподавательский состав. Цель статьи — научно-педагогически обосновать результаты диагностики коммуникативной компетентности преподавателей высшей школы, необходимой для достижения качественной педагогической практики, что позволит как реализовывать образование, опережающее реальность, посредством независимости, свободы в образовательно-исследовательской деятельности самих преподавателей, так и открывать интерес, мотивацию к познанию в предметной области у студентов. В ходе исследования применялось аналитическое исследование психолого-педагогической и социологической информации, а также опросные методы и самодиагностика, которые позволили определить индикаторы оценки коммуникативной компетентности преподавателей, а именно: мастерство техники трансляции знаний, реализацию способов профессиональной коммуникации в реальной и информационной среде, проектирование коммуникационного механизма, владение межкультурными, технологическими, профессиональными, учебными коммуникациями. Эксперимент проводился в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. В ходе эксперимента было проведено анкетирование студентов и преподавателей на определение самых значимых индикаторов оценки коммуникативной компетентности преподавателей, а также их ранжирование. Было выявлено несовпадение по определению значимости некоторых индикаторов у студентов разных курсов и направлений подготовки и преподавателей. Отмечается, что коммуникативная компетентность играет трансуниверсальную роль, которая позволяет управлять своими знаниями через метапознание. Коммуникативной компетентности педагогов сейчас уделяется особое внимания в учебном процессе, поскольку она является средством выявления многих когнитивных и психологических факторов развития личности. |
Ключевые слова: |
коммуникативная компетентность,
индикаторы оценки, преподаватели высшей школы, научно-педагогическое обоснование, образовательный процесс,
самодиагностика, коммуникационный механизм, профессиональная коммуникация, учебные коммуникации, педагогические технологии, саморазвитие |
Как цитировать статью: |
Богоудинова Р. З., Царева Е. Е. Научно-педагогическое обоснование результатов диагностики
коммуникативной компетентности преподавателей вуза // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С. 301—306.
DOI: 10.25683/VOLBI.2021.57.401. |