https://vestnik.volbi.ru/

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ШКОЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (ТЕМАТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)

Вернуться к статьям номера

PDF: Автор(ы): Позднякова Т. М.
Номер журнала: 4(57) Месяц и год выхода: ноября 2021
Аннотация:

В статье сформулированы актуальные аспекты школьного географического образования, в том числе его концептуальные основы и вопросы реализации регионального компонента. Дан краткий анализ Концепции современного географического образования, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Федерального базисного учебного плана (ФБУП). Сформулированы основные подходы к определению понятия «региональный компонент». Дан краткий обзор истории его становления и изложены методические основы изучения регионального компонента в школьном курсе географии. Рассмотрена структура регионального компонента географического образования в 6-м классе общеобразовательной школы. Представлены способы реализации процесса изучения регионального компонента на примере одной из сельских школ. Отмечено, что особо важным условием эффективной реализации регионального компонента является систематичность в его преподавании. С этой целью разработано и внедрено в практическую деятельность учителя географии тематическое планирование для изучения региональной части курса «Землеведение» в 6-м классе как основополагающего для школьной географии. В тематическое планирование включена разработка уроков, проведение которых основано на применении «местного» материала. Такие уроки характеризуются преобладанием активных форм обучения: наблюдений, экскурсий, экспериментов и опытов, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Разработанное тематическое планирование органично вписывается в общую структуру курса географии. Приводятся результаты педагогического эксперимента, который подтверждает выдвинутую нами рабочую гипотезу. Систематическая реализация регионального компонента в процессе обучения географии способствует более высокому качеству знаний по предмету и познавательному интересу к его изучению.

Ключевые слова:

региональный компонент, школьная география, основная школа, методика географии, Концепция современного географического образования, образовательный стандарт, учебный план, тематическое планирование, краеведческий подход, познавательный интерес

Как цитировать статью:

Позднякова Т. М. Реализация регионального компонента в школьном географическом образовании (тематическое исследование) // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С.447—452. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.57.468.